Реализация крупных инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры является одной из приоритетных задач Правительства Российской Федерации. Потому что именно они в конечном итоге способствуют развитию всей страны. К настоящему моменту уже есть целый ряд завершенных проектов такого масштаба. Это, например, подготовка к Олимпиаде в Сочи, строительство Крымского моста и подъездных путей к нему, развитие московского транспортного узла (МЦК, центральные диаметры, реконструкция МКАД). Каждый из них внес свой огромный вклад в экономику страны в целом и отдельных городов.
Однако при реализации этих проектов приходится справляться с целым рядом трудностей, что, порой, становится непреодолимой задачей. На это обратил внимание наш постоянный эксперт, исполнительный директор ООО «Центр сопровождения земельных отношений» Павел Мельников. Ниже приводим его позицию.
Объективными сложностями при реализации масштабных проектов в России являются их комплексный характер, недостаточные и противоречивые исходные данные, наличие разнообразных интересов стейк-холдеров, значительное количество участников инвестиционного процесса, коллизии в правом и нормативном регулировании, повышенные требования к управленческой культуре.
Например, противоречия интересов стейк-холдеров проявляются в конкуренции различных проектов. Достаточно вспомнить проект развития транспортного узла в Большом Сочи (Джубга-Сочи) и проект моста на Сахалин. Оба они не первый год находятся на предпроектой стадии, идет активное обсуждение их целесообразности.
Если говорить о проблеме на примере проекта автодороги "Москва-Казань", то здесь есть риски увеличения сметы, сроков и возникновения объектов незавершенного строительства. Причем они сохраняются в полной мере, несмотря на режим правового благоприятствования транспортному строительству.
Кроме того, очень существенно влияние избирательного цикла, что приводит к стремлению как можно скорее освоить выделенные средства, спешке в реализации, недостаточному вниманию к предпроектной и проектной стадиям, авральному режиму работы, стилю «ручного управления», организационным ошибкам. Это, в свою очередь, становится причиной увеличения сроков и сметы строительства, возникновения объектов незавершенного строительства.
Имея богатый опыт реализации сложных и уникальных проектов в сфере ракетно-космической отрасли, атомной промышленности, военного комплекса, освоения территорий и инфраструктурных проектов, мы до сих пор ждем его осмысления, включая негативный аспект. Корпоративные базы знаний в сфере управления сложными проектами исчисляются единицами. В публичной плоскости негативный опыт становится известен лишь через результаты контрольных и инспекционных мероприятий, в том числе, Счетной палаты РФ. Однако оргвыводы либо не делаются, либо не становятся достоянием СМИ и общественности, а значит проконтролировать их учет невозможно.
Подробнее читайте в электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ.