Меня спрашивают как я себя ощущаю после того, как моя семья расширилась на десятилетнего мальчика? Как строятся отношения? И прочее.
Сначала меня накрыла дикой силы тоска, отчаяние, как будто вытаскивались силы. Умный парень заметил:
- Юля, мне кажется, что я как будто подъел твои силы.
Обычно я настолько сильные тоску и отчаяние испытываю крайне редко. Да и событий для таких чувств у меня не было.
Я поняла, что в начале жизни с Даней под одной крышей произошло определенное эмоциональное слияние и я испытала эмоции, с которыми Даня вышел после пребывания из СРЦ (социально-реабилитационный центр, как это называется, за которым скрывается по сути вариант детского дома временного пребывания).
Мне пришлось восстановить свой внутренний баланс и отделять свои эмоции и чувства от эмоций и чувств ребенка. И через три-четыре дня жизнь вернулась в нормальное русло. В этот же момент Даня стал проявлять активность, заявлять о своих желаниях.
До этого момента он жил с “замороженном состоянии”. Это состояние похоже на кризис во время болезни, когда первый день нет, например, температуры и одновременно нет желаний, мнений, сил и хочется полежать и еще немного не веришь в происходящее, точно ли тяжелый этап болезни закончился.
- Что хочешь из еды?- спрашиваю в магазине.
- Пока ничего.
- Чем хочешь заняться после обеда?
- Можно посижу? - достаточно уныло спрашивает разрешения просто посидеть.
- Пошли порисуем! - уже начинаю предлагать конкретное занятие.
- Пошли...- без особой радости соглашается с предложениями
Восстановление идет постепенно. Раскидал все свои вещи, потому что личные, а не общие. Настоял на покраске волос в зеленый и наконец-то пошел в школу. Очень рад встретить своих друзей, что школьная жизнь идет по прежнему и появилась у человека цель - поступить в кадетское училище.
Вчера впервые начал капризничал насчет красивой тетрадки, прогулке в парке. С утра злился на то, что испачкал брюки, пришлось переодевать, потом на то, что может опоздать в школу...
И в отношении детей из системы это маркеры хорошего прогресса: начало доверия. Точно ли ты будешь меня любить если я буду капризный, злой, вредный и пр.
Как я при этом? Хорошо. Радуюсь, что заморозка “я буду вести себя очень правильно” заканчивается и выходит из ледяного кокона живой человек.
Часто в историях адаптации (привыкание к новой обстановке) дети впадают в поведение, которое соответствуют значительно более младшему возрасту: пример, начинают сюсюкать, просить застегнуть одежду, одеть бахилы, выдавить зубную пасту на щетку и пр... В таком скачке они ищут энергию для дальнейшей жизни. Говорить, что “тебе уже --- лет” в данный период не полезно.
Можно только прокомментировать “О! Ты сейчас себя ведешь, как будто тебе ___ лет. Давай поиграем в этот возраст!”
Такие периоды “запоздалого детства” если позволять их проживать закончатся достаточно быстро. У ребенка происходит насыщение.