Найти в Дзене
ActivityEdu

Борьба с социальным неравенством: опыт директора московской школы

«Каждый ребенок – особенный, все дети равные», – гласит социальная реклама. В обществе, где формально провозглашается всеобщее равенство, на деле процветает сегрегация. Этот термин, связанный изначально с дискриминацией по расовому признаку, в российских реалиях приобрел социальную окраску: теперь под сегрегацией принято понимать неравные условия обучения в различных школах и разрыв в доступе учащихся к образовательным ресурсам. К счастью, существуют профессионалы своего дела, настоящие энтузиасты, никогда не опускающие руки. Успешным опытом борьбы с неравенством в школах и работы со смешанными классами делится один из таких специалистов, педагог по призванию, директор ГБОУ «Школа №444» города Москвы Павел Александрович Северинец.

На фото: Павел Александрович Северинец (второй слева) со школьниками
На фото: Павел Александрович Северинец (второй слева) со школьниками

Павел Александрович, сегрегация в российских образовательных организациях в большей степени связана с неравенством между самими школами, нежели отдельными учениками. Как и по каким причинам она возникает?

Обычно в городе есть несколько хороших школ, расположенных в процветающих районах, с дополнительным финансированием, богатой историей. Именно туда пытаются устроить своих детей многие родители: там хорошо учат, что подтверждается результатами экзаменов и олимпиад, там ровный социальный состав. Постепенно у таких школ появляется «штамп отличника», или «штамп успеха»: вводятся жесткий отбор, различные привилегии для учеников. В то время как большинство других образовательных организаций оказываются в условиях минимального финансирования, у них отсутствует возможность проведения отбора, зато есть множество социальных проблем, которые присущи отдельным спальным районам: высокая текучесть педагогических кадров, быстро меняющийся детский контингент, низкие образовательные результаты. В таких школах часто учатся ребята из неблагополучных семей, создается криминогенная обстановка. К этой категории школ можно отнести и так называемые мигрантские, где много детей, чьи родители приехали на временные заработки из сопредельных государств. Первоочередной задачей педагогического коллектива такой школы становится уже не достижение высоких образовательных результатов, а адаптация поступивших учеников. Иногда из таких образовательных организаций начинается массовый перевод местных детей: кого-то из их родителей не устраивает уровень преподавания, кто-то ощущает угрозу безопасности.

У таких школ появляется «грех уныния»: неверие в изменение ситуации, в наличие возможности для создания более успешной среды. Так и происходит сегрегация.

Как вы думаете, что лучше для школы: разношерстный или однородный состав учащихся?

Я твердо уверен в том, что в школах должны учиться абсолютно разные дети. Социум сложный и очень разный. Мы должны учить детей жить в таком обществе – это принципиально важно. Я, как руководитель, придерживаюсь политики приема разных учеников, невзирая на национальность, доход родителей, уровень здоровья. Мне долгое время вменяли это в вину: развалил школу, берет всех подряд. С такой позицией категорически не согласен. Все дети умные, у каждого есть уникальный талант. В семье их поддерживают по-разному, но задача школы и педколлектива – предоставить каждому ребенку одинаковые условия и возможности для раскрытия способностей.

У нас исторически физико-математическая образовательная организация, но способности к точным наукам не у всех одинаковы. Поэтому мы создали стратовую систему: один и тот же ребенок может учиться в первой страте по математике, в третьей – по физике, в пятой – по истории. Если просыпается новый интерес, школьник может переходить из одной группы в другую, больше внимания уделять «своему» предмету. У нас нет «последних» страт: у всех одинаковые учебники и программы, но разные учителя. В одно и то же время идет один и тот же урок, при этом ученик может подобрать группу по силам: везде дадут необходимый академический минимум в соответствии с ФГОС. Но объемы, уровень заданий, темпы работы будут разные. И если школьнику не очень интересна история, он может заниматься ею в удовольствие, не торопясь, при этом интенсивно развиваться в информатике и лингвистике.

Еще раз подчеркну: школа должна давать всем одинаковые возможности. Дети, знаете ли, в песочнице не спрашивают друг друга о доходах и национальности: такие проблемы в основном возникают в головах у родителей. Дети просто общаются, вместе готовятся к взрослой жизни.

Как повлияли на проблемы, связанные с сегрегацией, пандемия коронавируса и переход на дистанционное обучение?

Мы одна из крупных московских школ, у нас не ведется никакого отбора, поэтому приходят дети из совершенно разных семей. Какие проблемы мы решали? Первое – не у каждой семьи была техника для одновременного обучения всех детей. Мы выдавали из резервного фонда компьютеры почти всем нуждающимся. Второе – далеко не все семьи могут одинаково поддерживать детей. Я даже не беру в расчет финансовый аспект, речь идет о возможности проявить внимание. В школе это входит в обязанности педагога. В условиях пандемии в семьях, где все взрослые продолжали, как и прежде, работать, дети фактически остались один на один с проблемой. Учителям приходилось оптимизировать домашние задания. Классный руководитель больше беседовал с такими детьми.

В региональных школах-партнерах иногда были проблемы с интернетом, где-то не хватало компьютеров. Обострился вопрос доступа к качественному образованию. В период пандемии мы, администрация школы, осознали: необходима грамотная городская и образовательная политика, чтобы создать равные возможности для детей, оказать поддержку родителям, в частности, техническим обеспечением для улучшения доступа школьников к образовательным ресурсам.

Могли бы вы перечислить конкретные эффективные меры и методы, разработанные в целях борьбы с сегрегацией?

Вопрос очень серьезный. Во-первых, мы сознательно отказались от тестирования при приеме в дошкольные учреждения, входящие в наш большой образовательный комплекс. Со всеми детьми одинаково работают специалисты. С дошкольного этапа мы начинаем заниматься пропедевтикой (подготовкой) качественного образования. Развиваем аналитические способности, мышление, учим читать и писать, много разговариваем с детьми. В каждом здании дошкольной группы с ребятами работают профессионалы. Дети из разных семей сознательно перемешаны в группах – и все ходят, поскольку знают: перейти в первый класс возможно в основном только из нашей дошкольной группы. Классы мы формируем абсолютно рандомно, соблюдая только один принцип: в каждом должно быть одинаковое количество мальчиков и девочек. У нас сложилось соотношение 70% и 30% соответственно.

В начальной школе множество одинаковых для всех бесплатных возможностей. Исключение составляют внепрограммные кружки. С пятого класса начинается индивидуализация, появляется предмет «научное познание мира». В шестом-седьмом жестко фиксируется внеурочная деятельность. У школьников есть 11 направлений, в рамках которых они выбирают то, что им интересно, и могут менять: робототехника, решение изобретательских задач, экология, право, этика, мировая художественная культура, есть детское самоуправление, пресс-центр, очень развито спортивное движение, мы поощряем достижения наших детей в творчестве. Подростку нужно чувствовать себя востребованным и популярным, интересным для окружающих, иначе он может замкнуться или пойти «не по той дорожке». Например, в настоящее время стали развивать киберспорт. И неожиданно ранее незаметные ребята завоевали популярность, потому что оказались лучшими в компьютерных играх.

У старшеклассников есть возможность выбора предпрофильного класса: инженерного, айтишного, медико-биологического, социально-экономического.

Еще одна немаловажная составляющая – грамотная муниципальная политика. Наш образовательный комплекс разбит на 4 района и включает 12 зданий: 8 дошкольных и 4 школьных. Начальная, средняя и старшая школы расположены отдельно. Рекреации удобны для игр и разговоров, обсуждения проектной деятельности.

Что касается административных мер, отдельно отмечу проект «Моя улица», нацеленный на создание одинаковых средовых условий во всех районах Москвы, включая равный доступ к образованию, медицине, объектам досуга. Например, Гольяново ранее считалось самым криминогенным районом столицы даже по мировым рейтингам. Сейчас я работаю по соседству и наблюдаю, как условия и контингент изменились к лучшему. Есть школы, в которых высока текучесть контингента: например, рядом с воинскими частями, дипломатическими общежитиями. Значит, надо разработать политику интеграции ребят в коллектив, чтобы  ученики, для которых мегаполис стал вторым домом, смогли понять, прочувствовать и принять новые традиции, культуру. Для этого, во-первых, необходимы ресурсы, дополнительное обучение педагогов, не только в предметном, но и в культурно-бытовом плане, поощрение организаций, решающих такие задачи.

Таким образом, успех школы зависит от скоординированных действий городской и школьной администраций?

А также педагогического коллектива и детей, мотивированных на учебу. Огромную роль играют классный руководитель и директор. Расскажу один кейс. Я, например, участвую в проекте «Директор, в поход», который реализуется при поддержке департамента образования. Прошлой зимой мы со школьниками ходили в Карелию на лыжах. В одну из команд записался не очень успешный ученик с неоднозначной репутацией – 15-летний подросток, второгодник. Одноклассники за спинами начали обсуждать, мол, неужели я возьму его с собой. Тогда я всех собрал и сказал: «Я абсолютно точно не откажу этому мальчику в возможности присоединиться к походу. Я пойму и приму ваш или родительский выбор, если кто-то откажется от мероприятия в его компании». В итоге согласились все. Этот молодой человек изначально пытался по привычке играть роль плохого парня, но на первом же вечернем мероприятии кто-то из детей сказал: «Перестань изображать клоуна. Мы же знаем, что ты другой». Уже на второй день ситуация изменилась: он стал самым полезным участником команды. Мальчик раньше никогда не стоял на лыжах, но теперь тренировался больше всех. Он колол дрова, постоянно готовил пищу, был внимателен к собакам. К шестому дню нашего похода ребята ему говорили: «Мы тебя не узнаем!» Вот как важно раскрытие ребенка в непростых условиях! Я очень рад, что у детей был такой опыт: мальчик понял, что можно не скрываться под маской неудачника, а его одноклассники решились на преодоление собственных и родительских стереотипов.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.