В свете предыдущей статьи возник вопрос: а как же понять, от чего образовано то или иное слово? Здорово, когда человек обладает так называемым "чувством языка". Но это дело наживное. Если бы в школе достаточно уделялось внимание словообразованию. А у нас как чаще всего происходит? Правильно. Все эти словообразовательные и морфемные разборы (они же "по составу") воспринимаются чаще всего как тяжкая повинность...
А зря.
Ведь именно такая практика помогает понять, откуда берутся те или иные буквы в словах. И вообще довольно увлекательно, если просто научить детей этому.
Тогда не будут они выделять приставки, суффиксы и окончания только по принципу "ой, ну я же помню, есть такой суффикс". Как, например, большинство четвероклассников делает в слове ЛЕДНИК: ЛЕД у них корень, конечно. Только вот суффиксы Н и ИК. А не цельный НИК. Ну а что? Есть же суффикс Н! Так рассуждают они.
Я учу по-другому.
Первое, что нужно сделать, - это "развернуть" значение слова. То есть объяснить слово для себя.
Возьмём уже упомянутое слово "ледник".
Что такое "ледник"? Это то, что состоит изо льда. Значит, было слово "лёд". Вот берём мы слово "лёд" и сравниваем с "ледник". Чем они отличаются? Какую детальку языкового "конструктора" добавили, чтобы "сделать" новое слово? Конечно, это НИК.
Две одинаковые морфемы (приставки, суффиксы) никогда не добавляются. Только один. Значит, это цельный кусочек. Легко сделать вывод, что способ образования этого слова называется суффиксальным.
Или слово "подоконник".
"Развернём" значение слова: подоконник - это то, что располагается под окном. Значит, было слово "окно". Что добавили, чтобы сделать "подоконник"? Приставку ПОД и суффикс НИК. Способ так и называется: приставочно-суффиксальный. Да, так можно. Это морфемы разных видов.
Кстати, именно при таком анализе становится ясно, откуда берутся удвоенные согласные. Это также касается материала предыдущей статьи. Речь шла о стыке морфем.
Методика "разворачивания" значения слов будет работать на стабильную орфографию. Не по принципу "дети, просто запомните", а "понимаю, как это сделано". Научить писать без ошибок - разве не это наша общая цель?
А теперь попытайтесь выполнить задание для 4 класса: разберите слова по составу, используя предложенный метод.
КОТЁНОК
БЕЗЗАЩИТНЫЙ
ВКУСНЫЙ
ДОБРЫЙ
НИЗКИЙ
ЗАБЕГ
Для "продвинутых пользователей" предлагаю поразмышлять: какая буква пропущена в словах:
ДОВЕРЧ..ВЫЙ
ГУТТАПЕРЧ..ВЫЙ
ПОД..ЯЧИЙ
Это уже уровень ЕГЭ по русскому языку.
Удачи :)