Потенциальные клиенты банков не спешат заключать кредитные договоры – лишь каждый третий гражданин, получивший одобрение по ранее поданной заявке, оформляет ссуду. Именно к такому выводу пришли аналитики БКИ «Эквифакс», выводы поддержали и представители банков, указав, что на фоне коронавируса число отказов клиентов от будущего сотрудничества только увеличилось. Финальные условия, предлагаемые банками, устроили только 31,9% заемщиков, остальные – не торопятся завершать оформление кредита.
Что характеризует показатель take rate в сфере кредитования?
Take rate – это число выданных кредитов по отношению к общему количеству поданных заявок, выраженное в процентах. В 2020 году этот показатель заметно просел – россияне не спешат получать займы даже в том случае, если банк принял положительное решение. Так, в годовом выражении take rate снизился почти на 14% (годом ранее 45% лиц, получивших одобрение, заключали договор). В мае коэффициент опустился до рекордных 29%, а уже летом стал восстанавливаться, хотя достичь прежних значений так и не удалось.
В расчете коэффициента участвуют заявки, которые клиенты подали самостоятельно. Если же банк предварительно одобрил кредит и предлагает деньги (в личном кабинете или по телефону), а потенциальный заемщик отказывается от сотрудничества, эти ссуды в расчет не берутся.
Чем обусловлено нежелание граждан брать кредиты по одобренным заявкам?
Аналитики уверены, что в просадке take rate в текущем году нет ничего удивительного – негативной динамике способствовало сразу несколько факторов:
- финансовая неопределенность граждан, из-за чего они не спешат наращивать объем долгов;
- нежелание посещать офисы кредитных учреждений для заключения договоров в разгар пандемии;
- многие клиенты подавали заявки лишь для того, чтобы узнать предлагаемые банками условия;
- заемщики ожидали увидеть более низкую процентную ставку, вдохновленные трендом на смягчение денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
- маркетинговые уловки банков – итоговые параметры кредита серьезно отличаются от рекламы.
«Некоторые россияне на фоне кризиса подавали заявку на перспективу – они хотели убедиться, что в случае ухудшения материального положения смогут рассчитывать на помощь, хотя сейчас в заемных средствах и не нуждаются», – полагает эксперт.
На фоне ухудшившейся эпидемиологической обстановки большинство банков максимизировали выдачу кредитов онлайн – заполнить заявку, загрузить фото паспорта и получить деньги можно дистанционно, не посещая отделение.
Как изменится поведение россиян на кредитном рынке в будущем?
Снижение числа граждан, оформивших заявку и получивших одобрение, но не взявших кредит, зафиксировали в нескольких финансовых учреждениях. О такой динамике рассказали представители Райффайзенбанк, ВТБ, «Санкт-Петербург», «Зенит», Московский кредитный банк. Однако уже к концу года эксперты ожидают повышения конверсии – для необеспеченных ссуд показатель может вырасти до 35%.
Привлечь клиентов банки смогут только одним способом – повышением конкурентоспособности, предлагая более привлекательные условия. Фактор отложенного спроса, доминирующий в середине лета, к октябрю уже исчерпал себя, хотя на фоне кризиса и наблюдается повышенный спрос потребителей на дорогостоящие покупки – россияне опасаются затяжной волны коронавируса.