Что приходит в голову, когда говоришь "Италия"? Пицца, Пиза, виноградники и Феррари. Иногда Ламборгини. Но Феррари чаще. Во всяком случае, у меня. И поэтому понятен мой интерес к автодрому имени Энцо и Дино Феррари, который находится в итальянском городке Имола. Именно по географическому принципу этот автодром называют просто: Имола.
Добраться до этого автодрома несложно - летишь в Болонью, ну а там самый простой способ - взять машину, и вперед, к истокам итальянского автоспорта. Собственно, с истоков и начнем. Имола буквально окружена автоспортом. Недалеко от городка заводские цеха Феррари, Мазератти и Ламборгини. Поэтому нет ничего удивительного, что в послевоенной Италии именно здесь решили связать местные дороги между собой, да так, чтобы в результате получился гоночный трек. Франческо Коста, владелец местного мотоклуба, залез на холм, осмотрел окрестности и понял, что именно здесь идеальное место для будущих мотоциклетных покатушек. Да-да, не удивляйтесь, именно мотоциклетных - изначально этот трек задумывался как мототрасса.
На руку строителям играл ландшафт - ведь чем больше холмов, тем интереснее трасса (бельгийский Спа-Франкоршам не даст соврать). Это из плюсов. Но и минусы тут же нашлись: во-первых, нужно было решить вопрос с объединением государственных и региональных дорог, а во-вторых, перед проектировщиками автодрома встала практически та же проблема, что и перед строителями Монцы — будущая трасса располагалась в государственном парке-музее минеральных вод, со всеми вытекающими последствиями. Но все решилось, и уже в 1952-м году здесь прошла первая тестовая гонка, которую выиграл Карло Уббиали, в те времена Чемпион Мира по мотогонкам.
Буквально несколько слов о названии трассы. Помните, мы говорили, что недалеко от трассы расположены цеха Феррари? Городской совет Имолы принял решение переименовать трассу, назвав ее в честь сына Энцо Феррари — Дино. В этом была дань уважения Энцо Феррари, ведь он был другом Франческо Коста, ему очень нравилась эта трасса, осталось много его высказываний, записей, в которых он говорит об Имоле, как о самой лучшей трассе в мире. И в то же время это был политический ход, который, как минимум, обеспечил на несколько лет патронаж из Маранелло, и в течение нескольких лет нашлись деньги на окончание строительства трассы, сооружение трибун и подъездных путей.
До начала 70-х балом на этом автодроме правили исключительно мотогонщики. Спортивные автомобили если и выезжали на трассу, то фактически просто покататься, без всякого статуса. Нет, знатоки вспомнят Гран-при 56-го и 63-го года, гонки спортпрототипов а-ля Дайтона в начале 70-х... Но эти автомобильные вылазки, скорее, были исключением, чем правилом. Однако все изменилось в 1979-м году, когда на трассу у реки Сантерно триумфально вернулась Формула 1. И, что самое забавное, это не был Гран-при Италии, ведь Монцу никто не отменял.
Внимание, вопрос: как же так получилось, что в Италии проводилось два Гран При на трассе Монца и в Имоле? Все просто: хитрые итальянцы вспомнили о существовании карликового государства Сан-Марино, которое находится в 70-ти километрах от Имолы и провернули следующий финт: Гран При будет проходить от имени Сан Марино, но, так как своей трассы у этого государства нет, итальянцы любезно предоставляют автодром в Имоле. Все довольны - индекс узнаваемости Сан Марино в мире повышается, а в Италии проводятся два Гран При. Хитро? Хитро. Потом лавочку, конечно, прикрыли - FIA ввела закон, согласно которому в одной стране нельзя было проводить два разных Гран При, поэтому осталась одна Монца.
И все же 26 прошедших Гран При - это 26 прошедших Гран При. С 1981-го по 2006-й болельщики собирались в Имоле, и их было много - одних только зрителей собиралось не меньше 150 тысяч человек.
Пилоты тоже любили этот трек, он им нравился даже больше слегка пафосной Монцы. Но удача отвернулась от Имолы в 1994-м, да-да, тот самый "Черный уикенд". Тогда в квалификации разбился Роланд Ратценбергер, ну а в гонке погиб легендарный Айртон Сенна. Можно ли винить в этом трассу? Наверное, нет...
Я отдельно обсудил этот трагический момент с директором автодрома Петро Бенвенутти, и вот что он сказал: "Думаю, вы помните, что авария Сенны не была связана с трассой. Причиной вылета Айртона стала поломка в рулевом механизме. Он умер не потому что отбойники трассы не смягчила удар, физически он остался абсолютно цел. Айртон погиб, потому что часть подвески пробила его шлем. Если бы этого не случилось, он бы спокойно участвовал бы в следующем соревновании. К сожалению свою роль сыграл рок, случайность. Повторю, качество трассы тут ни при чем. Мы потратили огромные деньги на безопасность трека. И я могу сказать только одно: на сегодняшний день автодром абсолютно безопасен".
Когда в 1995-м гонщики Формулы 1 вернулись на итальянскую трассу, вместо поворота Тамбурелло, ставшего последним в жизни Айртона, их встретила шикана... Разумеется, черный уикенд 1994-го всегда будут вспоминать, когда речь заходит об Имоле, но это не изменило отношения к этому удивительному Гран-при. И, думаю, многие поклонники Ф1 хотели бы возвращения Королевских гонок на эту трассу.
Настало время детально познакомиться со всеми поворотами Имолы. Сделаю я это в автомобильном симуляторе Asseto Corsa, машина - Ferrari 599XX Evolution. Выходим на стартовую прямую - и вперед, к первому повороту. Это печально знаменитый Тамбурелло. Это сейчас здесь шикана, когда перекладываешь машину сначала влево, потом вправо. А до черного уикенда 1994-го года это был затяжной левый поворот, который проходился на огромной скорости. Именно здесь погиб Айртон Сенна, именно к этой бетонной стене справа от машины фанаты со всего мира до сих пор приносят цветы.
А мы подъехали к следующему повороту, который называется Вильнёв. Гран При Италии 1980-го года выиграл Нельсон Пике, но запомнилась она аварией Жиля Вильнёва, Ferrari которого, после взрыва шины, вылетела с трассы. К счастью, гонщик не пострадал, а поворот потом назвали в его честь. Вот видео инцидента:
А вот этот же поворот в Asseto Corsa:
Выходим из поворота Вильнёв, и сразу медленный левый поворот, больше похожий на шпильку - это Тоса. Здесь важно точно в него войти, не выкручивая руль сложно и точно выйти как можно быстрее.
По мнению директора трассы Петро Бенвенутти, который сам в прошлом довольно известный гонщик, следующий поворот, Пирателла, самый сложный: "Только опытный пилот может показать на что он способен. Я много лет был гонщиком, поэтому могу об этом говорить с уверенностью".
Следующий поворот — Аква Минерале. И назван он в честь парка, в котором проложена трасса. Ну а сам парк, в свою очередь, назван в честь источника минеральной воды, который бьет неподалеку. Кстати, здесь, в зоне вылета, на земле выложено слово "Imola", и лучше всего эта надпись видна, конечно, с коптера.
Летали мы над трассой партизанскими методами, на машине заехали в парк, чуть прошли пешком до нужной точки, дождались старта машин, взлетели, сняли, сели. Все было быстро и аккуратно.
После короткой прямой снова оттормаживаемся перед шиканой Альта, что в переводе с итальянского означает «Высокий». Высокий поворот. И он действительно на вершине холма.
Дальше едем вниз, и неумолимо приближаемся к двойному повороту Ривацца. И, по мнению Петро Бенвенутти, это действительно сложный поворот, потому что автомобили подъезжают к нему на огромной скорости. На этом спуске важно правильно тормозить и уже потом выбирать самую оптимальную траекторию для выхода на финишную прямую. Откровенно говоря, это не совсем прямая - там есть еще пологий поворот Басса - но он проходится в полный газ.
Кстати, именно на стартовой прямой произошел один неприятный инцидент с нашими съемками - на полном ходу от Ferrari FXX K отлетела ГоПро, которая была прикреплена к крыше. От 599ХХ Evo не отлетала - потому что скорости не те, а тут на тебе. Вы бы видели, как орал маршал... На самом деле, хорошо, что все обошлось, ни одна Феррари не пострадала. ГоПро тоже выжила. Да и мы отделались легким испугом. Но виды с этой камеры того стоили:
В дальнейшем крепили ГоПРо в эту машину только изнутри. Во избежание...
Ну что ж, пришло время прощаться с Имолой, с автодромом и с его красотами. В качестве десерта - полный круг на Ferrari 599XX Evo с разных точек, все в той же Assetto Corsa. Инжой, что называется:
До новых встреч на автодромах мира, и не только на них.