Ловите подробное описание игр, помогающих справиться с трудностями в поведении детей.
Цитирую ответ ученицы «Школы хороших нянь Ольги Чечулиной», которая фактически полностью пересказала урок лектора - практикующего психолога Анны Табаковой.
Игры с тревожными детьми:
“Насос и шар”
(на дыхание и мышечную релаксацию)
Один играет роль насоса. Он берёт и начинает надувать шарик. А второй пока его партнер надувает, он раздувается (надувается).
И в определенный момент тот кто насос он берёт выдергивает шланг и шарик сдувается.
“Зайки - слоники”
(на повышение уверенности в себе)
Сначала ребёнок становится зайчиком, который бегает по комнате боится всего, трясётся (вот важно очень чтобы вот это всё проигрывалось движение вот этот страх, вот эту зажатость чтобы ребёнок это как бы искусственно вызывал
И в какой-то момент становится слоном большим, сильным, уверенным (тоже вот это надо чтобы ребенок почувствовал в теле вот эту уверенность)
Игры с агрессивными детьми:
Можно использовать надувные игрушки, мягкие которыми дети могут колотить диван, подушку.
Для агрессивных детей очень хорошо подходит работа/игра с глиной, с песком и с водой
С водой. Можно взять какой-то большой таз. Налить воду и сделать бумажный кораблик и с помощью трубочки дуть как бы выдувать кораблик от одной стороны к другой. Дело так несколько раз. Это тоже и на дыхание и ребёнок таким образом освобождается от какого-то негатива.
Взять какую-то пластиковую игрушку маленькую, которая не тонет. Ребёнок ее опускает на дно и смотрит как она выпрыгивает.
Игра “Рубка дров”
Мы берем и имитируем рубку дров.
Т.е. ребёнок со всей силы, со всей энергией вот так вот бьёт, рубит дрова
Игра “Привидение”
(способ выражения агрессии)
Ребёнок играет роль привидения. Взрослый пугается.
Т.е. ребёнок начинает бегать, кричать и пугать взрослого.
Игра “Попроси игрушку”
Это может быть игра между взрослым и ребенком.
Либо ее можно инсценировать с помощью разных игрушек.
Когда мы показываем ребенку, а как можно попросить вещь.
Можно попросить грубо, можно попросить вежливо.
И вот эти все ситуации мы проигрываем
Гиперактивные дети:
Игра “Запрещенное движение”
(на концентрацию внимания)
Взрослый показывает движения которое сменяется. И одно из этих движений мы называем “запрещённое” (например запрещенное руки вверх. И когда ребёнок его распознает он должен например хлопнуть в ладошку или покрутиться (это уже можно придумать самим)
Ещё тоже самое можно сделать с цифрами.
Например какую-то цифру называем запрещённый. Ведущий перечисляет цифры и когда эта цифра попадается ребёнок должен хлопнуть.
Игра “Разговор с руками”
Надо попросить ребенка на листе обвести свои ладошки.
И потом на каждом пальчике нарисовать такую смешную рожицу. Потому что пальчик может улыбаться, плакать и можно даже подружить пальчики, нарисовать ручки.
И когда ребёнок нарисовал это.
Можно затеять такую беседу спросите у рук:
А как вас зовут?
А что вы любите делать?
А какие вы?
А чего вы не любите делать?
Если примеру ребёнок не хочет подключаться к разговору. То можно этот диалог провести самому взрослому и важно подчеркнуть что наши ручки они хорошие. Да они умеют много делать.
Можно перечислить, что они умеют делать. Например: лепить, рисовать, вырезать, держать ложку и так далее.
И сказать что иногда ручки нас не слушаются.
И тогда можно заключить такой договор между хозяином и руками.
О том что руки будут вести себя хорошо в течение какого-то времени (чем более активен ребёнок тем более короткий период надо установить потому что ему просто будет сложно выдержать)
И если у ребёнка получается в этот период делать какие-то хорошие дела (то есть рисовать, лепить, здороваться, играть, никого не обижать)
То мы в конце хвалим и можем перезаключить ещё на один какой-то срок этот договор.
Игра “Час тишины и час можно”
Мы договоримся с ребёнком что сейчас в течение часа или 15 минут он ведёт себя спокойно (он играет спокойно, рисует, отдыхает, читает, лепит)
Если он выдерживает это время то через потом у него будет как вознаграждение сейчас “всё можно” (когда он может бегать, прыгать, беситься).
Но опять же, надо установить правила что недопустимо делать в этот час.
Игра “Ловля комаров”
(позволяет подвигаться, снять мышечное напряжение)
Мы говорим детям что “представьте что в окно залетело много комаров.”
И насчёт раз начинаем ловить.
И ловим руками, чтобы у нас кулачки как бы сжимались/раз сжимались (т.е. мышечное напряжение, а потом мышечное расслабление)
И когда ребёнок немного побегает за комарами. Мы говорим “СТОП” и он должен в это время сесть например на стул.
Игра “Поиск сокровищ”
В миску с чечевицей я прячу разные маленькие камушки, ракушки. И потом дети их ищут и достают.
Игра"Кричалки-шепталки-молчалки"
(развитие наблюдательности,
умения действовать по правилам)
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы.
Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".
Игры для поднятия самооценки:
Игра “Зайчики и слоники”
(повышает уверенность в себе)
Ребёнок сначала играет роль зайчика. И бегает по комнате, весь дрожит, очень важно чтобы он всем телом своим показывал как ему страшно. И он бегает, бегает, бегает.
И по команде (хлопок).
Теперь мы слоники большие, сильные, уверенные и ходим по комнате.
Такая смена ролей, ребенок учится переключатся. И в жизни он тоже потом научится переключаться вот с этого робкого, зажатого ребенка на вполне уверенного, здорового ребенка.
Игра “Волшебная копилочка”
(на повышение самооценки)
Надо взять коробку или банку. Пусть ребёнок её украсит, раскрасит как он хочет.
И смысл в том что каждый день мы говорим:
“Давай посмотрим что же сегодня хорошего произошло? Что у тебя сегодня лучше всего получилась? (Обращаем внимание на любую мелочь, очень важно чтобы любая мелочь была посчитана)
Например: Я сегодня хорошо рассказал стих. Или. Я сегодня мяч хорошо бросил.
Мы записываем это на листочек и бросаем вот в эту коробочку наших достижений, коробочку успеха.
Это полезно не только для того чтобы накопить побольше.
А смысл в том чтобы просто показать ребёнку сколько всего он умеет.
Потому что дети часто говорят: “Да я вообще ничего не умею, ничего не знаю”
Когда мы начинаем вот так это всё считать, каждая мелочь собирается в эту копилочку.
Ребёнок понимает “Ой, я столько всего умею”
И когда у ребенка не очень хороший день, ему кажется что все плохо и не на что я не способен и ничего не умею.
А мы ему говорим:
“А ты посмотри у нас есть копилочка твоих достижений. Давай-ка вспомним что ты умеешь. И ребёнок вспоминает что в принципе он умеет очень много вещей.”
“Солнышко”
(для повышения самооценки)
А ещё можно сделать доску успеха. Смысл в том, что в центре мы пишем имя ребёнка, или он сам пишет, или он рисует себя или можно фотографию наклеить. И потом он напишет с вами какие-то положительные качества свои.
или
Рисуем солнышко. В середине пишим имя ребенка. На лучиках пишим его положительные качества (я добрый, я умный, у меня хорошее чувство юмора…).
или
Это можно делать как цветочек и каждый день добавлять по листочку с положительными качествами. Это тоже помогает увидить ребёнку сколько в нём хорошего и вот это то что мы ему показываем, это формирует его уверенность в себе и повышает его самооценку.
Игра «Рисуем имя»
Ещё мы рисуем с детьми их имена. У каждого человека есть своё имя и для него очень важно
И вот момент когда ребёнок рисует это имя, раскрашивает.И ему это как правило очень приятно бывает делать. Вот это тоже для повышения уверенности в себе, для повышения самооценки.
Игры на расслабление:
“Воздушный шарик”
Данная игра может научить ребёнка расслаблять мышцы живота.
Для начала вспомните когда вы последний раз с ребёнком надували простой воздушный шарик
Как меняется шарик когда мы его надувает?
Он раздувается, его стенки становятся упругими, он увеличивается в размере.
И теперь пусть ребёнок представит себя этим воздушным шариком
Нужно сделать глубокий вдох и затаить дыхание.
При этом нужно попросить ребенка чтобы он положил руки на живот, и почувствовал как он напрягается, как он растёт, растёт, растёт, растёт. Пусть ребёнок вдохнет (надо следить чтобы плечи сильно не поднимались)
И когда живот стал круглым и упругим то можно выдыхать. Но при этом выдыхать надо не прилагая усилия. Потому что если ребёнок даже просто расслабит мышцы (расслабит напряжение) воздух с легкостью выйдет
И это очень приятно после напряжения такое расслабление.
Это упражнение необходимо повторить раза три-четыре. И дальше можно переходить к каким-то другим играм.
“Корабль и ветер”
Представьте что корабль плыл, плыл по морю и остановился.
И нам надо помочь ему, сдвинуть его с места.
Мы набираем воздух и потом с шумом выдыхаем как будто ветер шумит в паруса.
Это упражнение можно повторить несколько раз.
Это прекрасно расслабляет.
“Сосулька”
Мы проговариваем ребёнку стишок и просим чтобы он повторял за нами наши действия:
“У нас под крышей белый гвоздь висит (поднимаем руки вверх на этой фразе), солнце взойдет (держим руки вверху) гвоздь упадет (опускаем резко руки вниз)”
Таким образом у ребёнка расслабляются мышцы.
“Насос и мяч”
Взрослый насос, ребёнок это мяч.
Мяч сначала такой сдутый, сдутый. Мы подключаем насос. И взрослый начинает качать насос. А ребенок в это время начинает надуваться, надуваться, надуваться. Взрослый выдергивает шланг. И мяч (ребенок) сдувается.
Тоже надо повторить несколько раз.
Для преодоления страха:
Переворачивание роли.
Например, ребенок побывал в больнице, где ему сделали укол. Он очень расстроен, ему было неприятно и страшно. Он приходит домой и начинает играть в больницу, но только в этом случае он играет роль доктора который делает укол.
Переворачивание роли позволяет ребенку почувствовать себя более уверенным и почувствовать свою силу.
Потому что в этой игре он управляет, он контролирует. Поэтому обращайте на это внимание.