Давайте немного разберемся в социализации щенков. Наверняка, многие слышали это слово, но не совсем понимают, что это такое и для чего нужно.
В английском языке есть слово socialize - что означает пойти поболтать с друзьями, пойти потусоваться. По аналогии некоторые переносят это понимание и на собак.
И вот иду я и вижу, как стоят владельцы кучкой, курят, мило болтают, а их собаки "социализируются". Бегают одной стаей - кто-то играет, кто-то кого-то задирает и все дружно носятся по полю. А кто-то прибегает и жмется к ногам владельца, а тот его отгоняет - мол, чего пришел, иди отсюда, иди играй дальше.
И хозяева довольны - они не просто гуляют собак, они, якобы, с пользой проводят время. Собакам ведь так важно общаться между собой, им же надо социализироваться!
И неважно, что такой хозяин не может отозвать своего щенка из этой собачьей тусовки, неважно, что его щенок не умеет выполнять ни одной команды, неважно, что он не приходит при подзыве, не умеет общаться с владельцем, совсем не слушается при виде других собак...
Все это почему-то становится неважным, главное - собачки пообщались, "посоциализировались".
На самом деле социализация у собак - это не выйти пообщаться с себе подобными, она имеет вполне конкретное значение и этапы. Социализация - это особо чувствительный период в жизни щенка, когда он восприимчив к особого рода стимуляциям и к определенному опыту.
Первый этап начинается в 14 дневном возрасте, когда у щенка открываются глаза и он начинает взаимодействовать с окружающими его братьями, сестрами и матерью. Происходит запечатление своего вида и человека - как дружественного вида.
В этом возрасте от 2 до 12 недель щенку особенно важно научиться общаться с себе подобными и получить опыт взаимодействия с человеком. И этот опыт должен быть не единичным и положительным!
С 2 мес возраста начинается второй период социализации, который длится до 4-5 мес и после этого к 10-12 мес плавно затухает.
В этом возрасте у щенка появляется повышенная потребность к исследованию окружающей среды. Очень желательно, чтобы до 5-6 мес возраста щенок изучил мир, в котором ему предстоит жить, познакомился со всеми живыми существами и неживыми объектами, с которыми ему предстоит сталкиваться в течение жизни.
И это не только разные люди - большие, маленькие, мужчины, женщины, дети, в разной одежде, молчаливые и крикливые, с палочкой, с коляской, на самокате, на велосипеде,
это не только собаки - разных пород и размеров, с хвостом и без хвоста, с длинной мордой и короткой, с пушистой шерстью и совсем лысые, в одежде и без нее,
это не только другие животные - кошки, белки, ежики, коровы, лошади,
это еще и предметы нашего мира - большие мусорные баки и мешки, машины, дома, витрины магазинов, деревья, кусты, фонари, автобусы, грузовики, лифты, чужие подъезды,
это самые разнообразные звуки, запахи, поверхности и прикосновения к щенку.
Вот насколько многообразен наш мир и маленькой собачке дано очень мало времени, всего каких-то три месяца, чтобы изучить его и самое главное, чтобы получить положительный опыт от знакомства с миром.
Щенку важно узнать, куда он попал, в какой среде будет жить, как тут все устроено, как с этим взаимодействовать и что этот мир не страшный, его не надо бояться, он не несет в себе угрозы. А на всякий случай рядом всегда есть хозяин, который поможет, спасет, исправит трудную ситуацию.
Рядом с хозяином вообще ничего не страшно. Когда нет страха и беспокойства, то у щенка освобождается энергия, время и силы для изучения окружающей среды.
Поэтому так важно в первую очередь хозяину установить с собакой правильные доверительные взаимоотношения, наладить общение, стать понятным и предсказуемым, чтобы быть надежной опорой.
И уже на этой основе знакомить щенка с миром, в том числе и с другими собаками.
Надо ли щенку общаться с собаками? Конечно надо! Но это только небольшая часть социализации, маленький кусочек ваших прогулок со щенком.
Поэтому не теряйте время в собачьих тусовках! Проводите социализацию щенка правильно, будьте на связи с ним, старайтесь видеть эмоции, которые он испытывает от знакомства с новыми объектами и предметами и вовремя реагировать на эти эмоции.