Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Ассоциация почтово-курьерских компаний Узбекистана выступила против снижения порога беспошлинного ввоза товаров через международные курьерские отправления (МКО), сообщает корреспондент Podrobno.uz.
Организация отправила официальное письмо в Министерство финансов с просьбой разъяснить некоторые моменты планируемого к принятию документа, а также предложила свои инициативы в качестве альтернативы.
- Напомним, что 8 октября на СОВАЗе был выставлен для общественного обсуждения проекта указа президента "О мерах по кардинальному сокращению теневой экономики". В 14 пункте проекта указа предлагается с 1 января 2021 года снизить с 1000 до 200 долларов предельную норму ввоза в республику товаров, поступающих в адрес физических лиц в международных курьерских отправлениях и не подлежащих обложению таможенными платежами при первом получении в течение одного календарного квартала. Не облагаемый таможенными платежами предельный вес брутто также предлагается снизить до 10 килограммов.
Как отметили в ассоциации, согласно тексту документа, нововведение о снижении предельной нормы ввоза в части МКО, как и все остальные пункты проекта указа, предлагается ввести "в целях сокращения уровня теневой экономики в стране, создания равных конкурентных условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе за счет снижения регулятивного и административного бремени, автоматизации процедур и упрощения порядка соблюдения требований налогового законодательства.
"Сознавая важность искоренения "теневой экономики", мы не можем понять, каким образом данное нововведение, отвечает обозначенным в начале документа целям, ведь речь идет об МКО, поступающих в адрес физических лиц исключительно для личного пользования? В самом документе также не разъясняется, как снижение облагаемого пошлинами порога в части МКО может повлиять на решение проблем в обозначенных сферах. Следует отметить, что на днях к нам, как к представителям сферы МКО, обратились журналисты за комментариями касательно проекта Указа, и их также интересует именно этот вопрос", – говорится в письме.
В ассоциации заметили, что 5 октября Шавкат Мирзиёев провел совещание по вопросам реформирования национальной почтовой системы, где были затронуты вопросы развития электронной торговли. Главой государства была отмечена востребованность услуг по доставке товаров, приобретенных через интернет. Более того, в последние годы был принят ряд нормативных актов, направленных на развитие электронной коммерции и создание соответствующих условий.
"Необходимо заметить, что данное направление экономики находится в самом начале своего развития, и для дальнейшего прогресса в этой сфере необходимо устранять любые барьеры, препятствующие этому развитию. Не секрет, что неотъемлемой частью электронной торговли является именно логистика, обеспечивающая доставку товаров покупателю из любых частей планеты в кратчайшие сроки. Этим в настоящее время занимаются почтово-курьерские компании, действующие на рынке Узбекистана", – подчеркивается в письме.
В ассоциации уверены, что предлагаемое в проекте указа снижение таможенного лимита с 1000 до 200 долларов и веса брутто до 10 килограмм раз в течение одного календарного квартала напрямую препятствует развитию и самому существованию электронной торговли, так как конечная стоимость продуктов электронной коммерции в связи с этим увеличится для потребителя за счет дополнительных таможенных платежей, а сами продукты электронной коммерции, приобретаемые физлицами для личного пользования, едва ли смогут конкурировать по стоимости с другими товарами, ввозимыми в республику посредством карго в коммерческих целях.
К тому же предлагаемый "лимит" в 200 долларов в квартал на самом деле будет являться значительно меньшим, так как окончательная таможенная стоимость товара будет включать в себя транспортные расходы, которые составят значительную сумму при доставке из-за границы международными курьерскими компаниями.
"В первую очередь, это нововведение ограничивает возможности рядовых граждан Узбекистана, которым будет невыгодно без уплаты дополнительных пошлин приобретать посредством онлайн-площадок более дорогие и потому, как правило, более качественные товары для личного потребления. Также это значительно усложнит получение от проживающих за границей родственников посылок с гостинцами, подарками, в том числе с вещами, бывшими в употреблении, стоимость которых будет сложно или невозможно определить", – отмечается в письме.
Кроме того, заметили в ассоциации, в настоящий момент в адрес физических лиц поступает большой объем МКО с экспресс-тестами, препаратами и витаминами, рекомендованными Минздравом РУ для профилактики и борьбы с Covid-19 (600 и более посылок еженедельно только через DHL, в каждой из которых содержится необходимый набор препаратов для всех членов семьи).
Все это можно приобрести посредством механизмов электронной коммерции гораздо дешевле, а также найти и заказать необходимые, но дефицитные в условиях развивающегося узбекского рынка препараты. Введенные ограничения вызовут негативную реакцию среди получателей таких важных для здоровья и жизни грузов. Зачастую стоимость таких посылок превышает 200 долларов, и потребность в таких посылках нельзя ограничить одним разом в квартал, считают в ассоциации.
"Стоит также учитывать, что в настоящее непростое время, связанное с пандемией короновируса, принятие данного предложения вызовет значительное уменьшение оборота международных курьерских отправлений (МКО) и, как следствие, закрытие большого количества компаний, работающих в данной сфере и обеспечивающих до настоящего момента значительное число рабочих мест", – подчеркивается в письме.
Другой вопрос, не менее важный и тонкий: каким образом сотрудники таможни будут определять реальную стоимость содержимого посылки, доказывая получателям, что "лимит" в 200 долларов действительно превышен, например, на 50, 100 и более долларов? Какие критерии будут использоваться таможенными службами? Не будут ли эти моменты вызывать ненужные споры и негативные ситуации между сотрудниками таможни, перевозчиками и получателями грузов? Об этом нас также расспрашивали представители СМИ, задаются вопросами члены ассоциации.
Озабоченность у них вызывает еще один момент: сокращение лимита до 200 долларов может как раз привести к обратному эффекту, то есть спровоцировать создание своеобразных "теневых схем" по укрыванию истинной стоимости груза как со стороны получателей – отправителей посылок, так и со стороны отдельных сотрудников таможни, пропускающих товар в республику.
Отсюда вопрос: каким образом будут обеспечены равные права и условия для всех участников сферы и, главное, получателей посылок, если в пункте 14 проекта указа говорится только о снижении беспошлинного порога, но ничего не сказано про механизмы обеспечения прозрачности процедур таможенного оформления, про усиление контроля на таможенных постах и имплементацию иных значимых мероприятий для борьбы с "теневой экономикой".
"Стоит отметить, что у большинства сопредельных государств, членов ЕврАЭС, с которыми у нашей страны развиваются тесные экономические взаимоотношения, нормы беспошлинного ввоза составляют 200 евро и 31 кг., но они не ограничены по времени и количеству", – заметили в ассоциации.
Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), устанавливая новые усеченные лимиты ввоза товаров физическими лицами, взамен не только снял все ограничения по времени и количеству, но и с 1 января 2020 года существенно снизил величину таможенной пошлины за превышение лимитов. Если в 2018-2019 годах за превышение нормы приходилось платить 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой нормы, то уже в 2020 году – 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг.
"Учитывая все вышесказанное, настоятельно призываем сохранить нынешние, не подлежащие обложению таможенными платежами нормы ввоза в размере 1000 долларов и весом до 30 кг в течение одного календарного квартала в отношении товаров, поступающих в адрес физических лиц в международных курьерских отправлениях (МКО). Это будет наиболее целесообразным, социально ориентированным и перспективным шагом для развития сферы электронной торговли", – подчеркнули члены ассоциации.
Другой вариант, по их мнению, это рассмотреть принятие мер, позволяющих получателям МКО в Узбекистане пользоваться такими же условиями, которыми могут пользоваться граждане сопредельных государств. В противном случае широкие возможности услуг электронной торговли в соседних странах будут побуждать граждан Узбекистана использовать каналы по доставке продуктов электронной коммерции через сопредельные государства, так называемыми, "обходными путями", а значит использовать "теневые схемы", которые проект указа планирует постепенно искоренить.
В связи с этим имеет смысл скорректировать 14 пункт опубликованного на СОВАЗе проекта указа президента "О мерах по кардинальному сокращению теневой экономики" и внести в него акценты, действительно соответствующие концепции документа. А именно: "Государственному таможенному комитету совместно с Министерством финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по ускоренной цифровизации таможенной сферы в части обработки МКО, создания условий для развития централизованной системы контроля, способной обеспечить прозрачность процессов, их оптимизацию в соответствии с мировыми стандартами и требованиями в области электронной коммерции".