Найти в Дзене
Жанна Швыдкая

Белая дача Чехова в Ялте

Продолжаю цикл статей о встречах в Крыму в рамках творческого тура с презентацией моих книг «Метаморфоза» и «Огранка» в сентябре 2020 года и том, как они на меня повлияли.

На этот раз – встреча с Антоном Павловичем Чеховым, которая состоялась в Ялте, в доме, в котором жил известный писатель свои шесть последних лет, а в наши дни здесь располагается его дом-музей, получивший название «Белая дача».

Надо сказать, что Чехов мне интересен не только как писатель, но, прежде всего, как человек. Я не знаю примеров из современной жизни, кто бы столько сделал для людей, сколько сделал Антон Павлович. О посаженом им вишневом саде из тысячи деревьев, открытых им бесплатных школах для детей крестьян, построенной дороге и двух тысячах книг, пожертвованных сельской библиотеке, я уже писала в материале ранее (ссылка ниже), посещение дома Чехова в Ялте открыло мне еще несколько удивительных сторон этого человек.

Но сперва, несколько о самом музее. Он необычный. В отличие от многих музеев, в которых мне удалось побывать, здесь все настоящее, то самое, чеховское. Пережив несколько революций, гражданскую войну и разрушительное землетрясение, устояв в вихрях политических катаклизмов и схоронившись под сенью посаженых Чеховым кедров от хищного капиталистического оскала конца двадцатого начала двадцать первого веков, Белая дача сохранила свою живую подлинность. В доме 9 комнат. На первом этаже столовая и три комнаты для родственников и гостей. На втором этаже – кабинет и спальня писателя, гостиная и комната матери, а башенке мезонина жила сестра писателя Мария Павловна Чехова.

Двери маленького уютного дома были всегда открыты, а в гостиной каждый день обедал кто-то из приглашенных. В комнате для гостей висят фотографии некоторых выдающихся современников, посещавших писателя: В.А. Гиляровского, И.А. Бунина, Л. Н. Андреева, М. Горького, Н. Д. Телешева, Д. Н. Мамина-Сибиряка и других. Есть фотография Чехова и Толстого, хотя встречались они на даче С.В. Паниной в Гаспре. Одним из давно любимых семьей - художник И. И. Левитан. Позже Бунин писал о Чехове: «Это был человек редкого душевного благородства, воспитанности и изящества, при необыкновенной искренности и простоте…»

На фотографии над диваном – Чехов возле дома в сопровождении собачек. Гостивший у Антона Павловича писатель Гиляровский посвятил им даже стихи: «Край, друзья, у вас премилый, Наслаждайся и гуляй: Шарик, Тузик косорылый, И какой-то Бабакай». Чехов, смеясь, утверждал, что это одно из лучших стихотворений начала XX века».

Кабинет Антона Павловича – для меня, пожалуй, самая интересная комната в доме. Скромная простота, отсутствие претенциозности, хороший вкус, атмосфера изящества и таланта. Комната освещалась висящей керосиновой лампой с большим белым абажуром, но работая за письменным столом, Чехов зажигал свечи в красивых декоративных подсвечниках. Эти подсвечники и чернильный прибор в египетском стиле он привез из поездки по Италии. Письменный стол удивлял множеством расставленных на нем предметов – «безделушек милых, изящных, но всегда дививших меня, - я бы строки не мог написать среди них…» - вспоминал Бунин, но для Чехова они сохраняли память о его заграничных поездках разных лет. И в этом вопросе, я, пожалуй, на стороне Бунина – не люблю пылесборников в доме, и свой рабочий стол держу в идеальной чистоте.

В кабинете Чехова находились и предметы прямого практического назначения: путеводители по Крыму, календари для врачей и медицинские инструменты – стетоскоп, молоточек, плессиметр; печать с надписью «А. П. Чехов», весы для взвешивания корреспонденции, карандаши и перьевые ручки, аккуратно разложенные на небольшом подносе. В нише за письменным столом стоит мягкий турецкий диван для отдыха, над ним - картина Левитана «Река Истра». Еще один этюд Левитана – «Стога сена в лунную ночь» - вставлен в нишу декоративного камина. Главный цветовой и световой акцент – большое итальянское окно с цветным витражом. Именно в этом кабинете Чехов написал «Три сестры», «Вишневый сад», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «На святках», «Архиерей», «Невеста» и более 1900 писем. В течение нескольких лет он отредактировал почти все тома первого полного собрания сочинений и таким образом успел подвести собственные творческие итоги, многие из которых определили дальнейшие пути развития мировой прозы, драматургии и театра.

Из кабинета резная дверь ведет в спальню Чехова. Куприну она запомнилась как комната, «сияющая какой-то девической чистотой, белизной и невинностью». Бунин вспоминал о Чехове: «он мало ел, мало, спал, очень любил порядок. В комнатах его была удивительная чистота, спальня была похожа на девичью». Отмечали также и то, что «как ни слаб он бывал порою, ни малейшей поблажки не давал он себе в одежде: одет был всегда так, что хоть в незнакомый дом в гости».

Однажды Бунин был свидетелем того, как Чехов, получив приглашение от Льва Толстого, «чуть не час решал, в каких штанах поехать к Толстому. Сбросив пенсне, помолодел и, мешая, по своему обыкновению, шутку с тем серьезным, что было в душе, все выходил из спальни то в одних, то в других штанах. «Нет, эти неприлично узки» - говорил он. – Подумает: щелкопер!» И шел надевать другие, и опять выходил, смеясь: «А эти шириной с Черное море! Подумает: нахал…»».

В шифоньерке из красного дерева, стоящей в простенке между окнами, в разных отделениях хранились одежда, белье и книги, в том числе каталоги растений, выписываемые для посадок в саду. По свидетельству сестры Чехова Марии Павловны, этот шкафчик находился в семье еще со времен детства писателя и стал прообразом того «дорогого, многоуважаемого шкафа», который упоминается в пьесе «Вишневый сад».

В гостиной старинное пианино фабрики Смит и Вегенер, на котором играли С.В. Рахманинов, А.А. Спендиаров, В.И. Ребиков, под аккомпанемент это инструмента здесь пел Федор Шаляпин. Настенные круглые часы фирмы Павла Буре остановлены в июле 1904 года, в том часе, когда остановилось сердце хозяина дома.

Чехов не раз признавался, что если бы не был писателем, то непременно стал бы садовником. Ах, Антон Павлович, как я Вас понимаю. Если бы я не была журналистом и писателем, то тоже стала бы садовником и непременно в Никитском ботаническом саду. Похоже, что страсть к деревьям и паркам нас объединяет не меньше, чем творчество. Хотя… парк это тоже творчество, и невероятно прекрасное занятие. Сад вокруг Белой дачи это особое творение Чехова. Он не только каждое дерево сажал собственноручно, но и подбирал растения таким образом, чтобы цветение деревьев, кустарников, клумб и газонов не прекращалось круглый год, и этот принцип сохранен в саду до сих пор.Как и прежде, южную стену дома оплетает вьющаяся роза Банкса, зеленеют чеховские кедры, лавры, ива, магнолия, бамбуковая роща, кипарисы и шелковицы. Даже керамические сосуды для сбора воды остались на своих местах. Надо сказать, что Белая дача оставляют странное впечатление: кажется, что Антон Павлович где-то здесь, рядом, словно, вышел к морю пройтись, и вот-вот вернется к обеду…

По словам К. Г. Паустовского, это одно из немногих мест на земле, которые «полны огромной лирической силы и овеяны подлинной народной любовью в этих местах – наше сердце, наши надежды, в них как бы сосредоточена вся прелесть жизни».

Кроме Белой дачи в Крыму есть еще два адреса, связанные с А.П. Чеховым – Гурзуфская дача (секретная дача) и бывший дом К. М. Иловайской «Омюр», но знакомство с ними я оставила для своего следующего творческого тура.

После посещения таких мест поневоле начинаешь задумываться и о своей жизни, о своем мироощущении, начинаешь сопоставлять, сравнивать и задавать себе вопросы. Что-то восхищает, что-то, напротив, обескураживает, но самое главное, это сдвигает тебя с мертвой точки, и заставляет глубже понимать суть человеческой жизни.

В юности немногие любят посещать музеи, усадьбы и знаковые места, связанные с прошлым. Молодым людям кажется, что события пятидесяти, а уж тем более, столетней давности – это настоящие архаизмы, не имеющие никакого отношения к настоящему, а уж тем более, к будущему:

«Мы смотрим на старшее поколение, словно на динозавров давно минувших лет, ничего не понимающих в современном мире, в нашем мире — мире молодых, смелых и амбициозных людей нового поколения, строителей счастливого завтра. Мы считаем, что лучше «предков» знаем, как надо жить, и уверены, что для этого у нас есть всё, точнее, почти всё, кроме жизненного опыта, который в юности кажется чем-то совсем не важным» (Книга «Метаморфоза»)

Нередко кажется, что события давно минувших лет никак не влияют на нынешнюю жизнь, и на поступки современных людей, словно одно поколение отгорожено от другого непроницаемой стеной, а если отделяют не годы, а целые эпохи, то вообще воспринимаются как измышления исторических фантастов. Тем не менее, хотим мы этого или нет, нравится нам это или не нравится, но и в нашей жизни, и в истории все взаимосвязано, и, вполне возможно, что даже циклично: с завидной регулярностью рождаются тираны, происходят революции, достигают расцвета и гибнут целые цивилизации, и… с завидной регулярностью люди страдают.

Поступки и убеждения одного человека могут влиять на судьбы миллионов людей, определять пути развития целых народов, стирать с города и возводить новые, задавать направления развития литературы, искусства, и наук на столетия вперед. Именно яркие, неординарные личности и являются тем историческим компасом, который указывает направление последующим поколениям. Влияние таких людей из прошлого на наше настоящее и будущее наших детей огромно. Даже если мы осознанно сделаем вид, что прошлым пренебрегаем, оно все равно отзовётся в нас. Главное здесь – не сотворить себе кумира, понимая, что в каждом из нас одновременно сосуществуют все стороны человеческой сущности: творец и разрушитель, бог и бес, добро и зло, белое, черное и все пятьдесят оттенков серого.

Побывав в чеховской атмосфере, я, конечно, задумалась не о судьбах мира, хотя повод был поразмышлять и об этом, а о себе, своей жизни, и о своем творчестве. Я вспомнила, как формировался характер, и закаялась сила воли героини книг декалогии «Гравитация жизни». Как с детства оттачивалась требовательность к порядку, дисциплине и труду. Как формировались чувства вкуса, стиля и рождалась любовь к прекрасному. То, что закладывается в человека в детстве остается с ним на всю жизнь, но это вовсе не значит, что собственный опыт жизни не позволяет привносить в сложившуюся картину миру новые знания и навыки.

Тут же калейдоскопом пронеслись яркие эпизоды из книги «Метаморфоза», я даже уже разместила несколько цитат, но потом, поняв, что несколькими цитатами глубину проблематики не раскрыть, все убрала, решив посвятить этому отдельную статью в одном из последующих постов.

*****

При подготовке материала о А. П. Чехове использованы сведения из буклета Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника, а также сведения, полученные в ходе экскурсии в Дом-музей «Белая дача» в Ялте. Фотографии сделаны мной там же.

*****

*Ссылка на мой предыдущий материал о А. П. Чехове «Чехов и музыка»:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e340d58f0472f788c345f84/chehov-i-muzyka-5e540fa44ae6635ac274a3f4

*****

Книги «Огранка» и «Метаморфоза» можно приобрести в печатном и электронном форматах, а заодно и узнать, что общего в характерах героини книг и Чехова.

«Метаморфоза» - электронный формат на Литрес:

https://www.litres.ru/zhanna-shvydkaya/metamorfoza-dekalogiya-gravitaciya-zhizni/chitat-onlayn/

«Огранка» - электронный формат на Литрес:

https://www.litres.ru/zhanna-shvydkaya/ogranka-pervaya-kniga-dekalogii-gravitaciya-zhizni/

Чтобы заказать печатные книги – напишите мне в личный кабинет или на e-mail: gravlifebook@gmail.com

Писатель Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Писатель Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Писатель Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Писатель Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.
Фото Жанна Швыдкая. Дача А. П. Чехова. Ялта. Крым.