Найти тему

"Дорога жизни" для Сталинграда, которая была построена всего за 3 месяца

Все прекрасно знают о спасительном пути, по которому В Ленинград перевозили продукты питания, боеприпасы и другие необходимые вещи. "Дорога жизни", а её называли именно так, была проложена по Ладожскому озеру и была единственным связующим звеном между блокадным городом и советскими войсками.

Именно эта дорога позволила удержать город. Под постоянными обстрелами и в любую погоду героические водители и обслуживающие эту дорогу люди, ежедневно переправляли в голодающий и замерзающий город тысячи тонн грузов.

Но в период Великой Отечественной войны существовала ещё одна "дорога жизни". Это был участок железнодорожной дороги по направлению Саратов - Сталинград. Она носила название Волжская рокада. Эта важнейшая и ключевая коммуникация имела стратегический характер.

Геодезист на стройке Волжской рокады
Геодезист на стройке Волжской рокады

Важность этого проекта сложно переоценить. Об этом говорят и сроки постройки этой дороги. Всего лишь за 3 месяца было проложено почти 1000 километров железнодорожного полотна. В связи с тяжелейшей ситуацией, дорогу приходилось строить со снятых с некоторых участков БАМа рельс. Это был настоящий вызов для строителей, ведь практически все работы выполнялись вручную.

Строительство одного из участков дороги
Строительство одного из участков дороги

Решение о строительстве этой дороги было принято 23 января 1942 года, а уже 7 августа 1942 года по ней прошёл первый поезд. Немцы не ожидали, что к советской крепости будет подведена ещё одна дорога. Ведь по их информации в Сталинград грузы доставлялись лишь автомобильным и речным транспортом.

Благодаря этой железнодорожной дороге только за период боёв за Сталинград было перевезено более 300 тысяч вагонов. С помощью этой рокады перебрасывались войска, боеприпасы и все необходимое для фронта.

Один из поездов, курсирующий между Саратовом и Сталинградом
Один из поездов, курсирующий между Саратовом и Сталинградом

Как только появилась возможность использовать эту дорогу, железнодорожникам удалось эвакуировать от наступающего врага около 600 паровозов и 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием. По этой же дороге вывозились раненые, беженцы и повреждённая техника.

Если бы этот стратегический участок дороги не был достроен в срок, оборонять бы Сталинград было бы намного сложнее. Немалую роль эта коммуникация сыграет и в будущей наступательной операции "Уран". Именно по ней было перевезено огромное количество грузов, необходимых для будущего разгрома немцев под героическим Сталинградом.

Построенная в тяжелейший период нашей страны эта железнодорожная дорога используется и сегодня. Она связывает Кузбасс и Азовско-Черноморский регион России. По ней каждый день проезжают огромное количество туристов к морю и тысячи тонн различных грузов.