У каждого из нас есть воспоминания, связанные с яркими моментами нашей жизни. И порой эти моменты случались настолько яркими, что даже почти сорок лет спустя помнишь всё настолько отчётливо, будто это было вчера.
А «вчера» было лето 1982-го. Почему именно 82-го? Да потому что мне было 16, а 16 мне могло быть лишь в 82-м - такая вот арифметика.
Во времена СССР у Министерства Путей Сообщения, а проще говоря у «железной дороги» была своя сеть магазинов под общей аббревиатурой ОРС что расшифровывалось как Отдел Рабочего Снабжения. Поскольку сердцем городка, в котором я жил в те времена, была железная дорога, то такой магазин, а вернее магазины (их было два или даже три) были и у нас. До сих пор помню табличку у входа в магазин: ОРС НОД магазин №... Как расшифровывался ОРС я уже сказал, а за тремя буквами НОД пряталось: Новосибирского Отделения Дороги. Первый магазин соседствовал со зданием железнодорожного вокзала, второй находился примерно в 5-7 минутах ходьбы от первого, недалеко от депо, за что и был прозван народом «деповским». Третий...вот помню третий и даже помню где он находился, но тут память даёт сбой: вроде как третий тоже относился к ОРС...,но я уже не уверен. Впрочем к сегодняшнему рассказу имёют отношение лишь упомянутые два и, поэтому, не будем ворошить то, что значения уже не имеет.
Как распределялись товары по розничным точкам в СССР наверное знают многие, из живших в то время. Конечно количество товаров могло быть разным в зависимости от того, какая у магазина была торговая площадь, но ассортимент всё таки старались выдерживать и если в населенном пункте было много магазинов, то хоть и в разном количестве, но товар «с базы» (или откуда ещё) поступал во все магазины, а не только в центральные. Проще говоря если машина привезла сто ящиков пива, то они попадали во все двадцать магазинов, но в разных количествах. То есть одному магазину доставались два-три ящика, а другому-десять. Я сам отработал семь лет сначала в советской, а затем в российской государственной торговле поэтому всю кухню изнутри более-менее знаю. Но это было позднее, а в 1982-м году мне, как Вы наверное уже помните, было 16 и я ещё учился.
И вот летом 1982 года зайдя в магазин у ж/д вокзала я глазам своим не поверил: по ту сторону прилавка стояла колонка никогда не виденная мной ранее.На ценнике было написано 35АС-212 и указана стоимость: 150 руб. На вопрос: а где вторая? Продавец ответила что колонки продаются поштучно и, возможно, что ещё одна такая завезена в «деповский» магазин. Просить чтобы она туда позвонила и уточнила -я не стал. 5-7 минут ходьбы это 3 минуты бегом, а когда тебе всего 16-ть то пробежать три минуты- это лишь здоровью на пользу. Мне повезло: ,действительно во втором магазине оказалась вторая колонка, но чтобы купить этого было мало. Надо было найти 300 рублей, и того, кто помог бы дотащить, а в идеале довезти покупку до дома. Впрочем я тогда ещё был оптимистом: на вид колонки были не такими уж и большими и я не предполагал что они весят больше 15 кг.(ха-ха-ха,наивное дитя). В общем, бегом домой(какие-то деньги у меня на тот момент были, а недостающую сумму выклянчил у бабушки), потом к приятелю,которого уговорил помочь и, наконец, уже вместе с деньгами и приятелем сначала в один магазин,а затем в другой. И первый неприятный сюрприз: каждая колонка оказалась 30 кг.весом. Эту цифру я запомнил на всю жизнь и встречая иногда в интернете цифры 22,24,25 кг. - просто улыбаюсь. Хотя...Возможно более поздние модификации действительно были легче.Мне же достались первые “S-90” со съёмным тканевым грилем серого цвета (как на заглавном фото). Более поздние версии гриля не имели и, допускаю, что были другие(внутренние)отличия( в частности у поздних моделей был уже один ступенчатый аттенюатор на фронтальной панели вместо двух).
Но вернусь к рассказу. Первую колонку мы по очереди донесли (от одного магазина, до другого)и, вроде, почти и не устали. Ну во-первых и расстояние было небольшое, а во-вторых сгоряча не сразу начинаешь понимать(и ощущать) реальность. Но вот когда во втором магазине мы забрали вторую колонку и оказались на улице с двумя увесистыми «коробочками»,то энтузиазм начал угасать.Такси в ту пору в нашем городке отсутствовало в принципе. Рейсовые автобусы конечно были (аж три маршрута), но во-первых это были ПАЗики ходившие раз в час, во-вторых они всегда были «битком»,в третьих кто бы нас пустил в этот автобус с такими коробками, а в четвёртых до остановки надо было ещё дойти и от остановки тоже. Так что большой выгоды поездка на автобусе не несла и даже в обычные дни проще (и, зачастую, быстрее) от вокзала до дома было дойти пешком. Не берусь утверждать со 100 процентной уверенностью, но примерная протяжённость «маршрута» была около 2,5 км. Вывод основан на том, что расстояние от вокзала до дома я проходил за 25-30 мин, а если верить что средняя скорость человека 5 км/ч то как раз 2,5 км и получается. Ну +/-. Короче... «...весело взяли бревнышко, весело подняли, весело понесли...»(кто постарше тот должен помнить этот цирковой номер с Ю.В.Никулиным). Ну а дальше...Если бы это запечатлеть на кино или фото камеру то следовало бы сделать предупреждение: Слабонервным, просьба не смотреть! Но как-то мы всё же дошли. В мокрых насквозь рубашках(на улице было конечно не +30, но +25 то уж точно) с негнущимися ногами и отнимающимися руками.Последние дня три отходили как минимум. Но всё это меркло пред тем восторгом который я испытал включив музыку через “S-90” первый раз. У меня тогда и другой-то аппаратуры достойной не было, но даже «Вега-104» зазвучала так, что я подумал: ну вот оно-счастье!
Эх, молодость молодость. Время простых, бесхитростных желаний и эмоций. С годами то понимаешь что то, чем восторгался, на самом деле довольно таки обычное. Но это обычное - было НАСТОЯЩИМ. То есть таким, каким другое, более достойное, но более позднее, уже не стало. Потому что нам никогда не будет опять 16,17,18. Потому что «можно в те же вернуться места, но вернуться назад - невозможно». И лишь память не даёт нам забыть те жизненные радости, которые с нами случались. И низкий ей поклон за это.