Владивостокскский отряд крейсеров - составная часть тихоокеанского флота России в период русско-японской войны, был сформирован весной 1903 года.
Базировался отряд во Владивостоке (основные силы базировались в Порт-Артуре).
Сначала русско-японской войны отряд обеспечивал выполнение задач по морской обороне Владивостока и нарушению морских перевозок противника в Японском море.
Состоял отряд из пяти кораблей:
- броненосный крейсер "Россия"
- броненосный крейсер "Громобой"
- броненосный крейсер "Рюрик"
- бронепалубный крейсер "Богатырь"
- вспомогательный крейсер "Лена"
Командовал эскадрой: контр-адмирал Иессен и вице-адмирал Безобразов.
Также крейсерам помогали номерные миноносцы, базирующиеся во Владивостоке.
Почему эскадра стала невидимкой.
Краткое описание основных походов Владивостокской эскадры:
9 - 14 февраля 1904г.. Поход отряда в составе броненосных крейсеров «Россия» (флаг капитана 1 ранга Рейценштейна), «Громобой», «Рюрик» и легкого крейсера «Богатырь» из Владивостока к Цугарскому проливу для операций на путях сообщения Японии. 11 февраля отряд встретил и потопил (после своза людей) огнем артиллерии японский пароход «Наканоура-Мару» (1084 т) с грузом риса.
23 - 27 апреля 1904г. Поход отряда в составе броненосных крейсеров «Россия» (флаг контр-адмирала К.П.Иессена), «Громобой», легкого крейсера «Богатырь» и миноносцев «№ 205» и «№ 206» из Владивостока к берегам Кореи в район Гензана. При подходе к Гензану 25 апреля оба миноносца были отправлены для осмотра бухты Гензан, где был обнаружен и потоплен торпедой японский пароход «Гойо-Мару» (600 т). По уходе из Гензана отряд 26 апреля встретил в море и потопил подрывным патроном каботажный пароход «Хагинура-Мару» с грузом рыбы. Отпустив оба миноносца во Владивосток, отряд направился к Цугарскому проливу. На пути был встречен и потоплен 26 апреля японский войсковой транспорт «Кинсю-Мару» с ротой пехоты .
15 мая 1904г. Крейсер «Богатырь», выйдя под флагом контр-адмирала Иессена в густом тумане из Владивостока для рекогносцировки в залив Посьета, на пути вследствие ошибки в счислении выскочил на камни у мыса Брюса в Амурском заливе, свернув себе форштевень и получив большую пробоину в носовой части. Из-за слабости спасательных средств Владивостокского порта крейсер удалось снять с камней лишь 18 июня. Затянувшийся ремонт повреждений привел к тому, что крейсер в военных действиях до конца войны участия не принимал.
12 - 19 июня 1904. Поход отряда в составе броненосных крейсеров «Россия» (флаг контр-адмирала Безобразова), «Громобой» и «Рюрик» в Корейский пролив для операций на путях сообщений между Японией и Кореей. За время похода в Цусимском проливе были встречены 15 июня пароход «Идзумо-Мару» (3200 т) и войсковой транспорт «Хитачи-Мару», везший свыше 1000 чел. (офицеров и солдат), а также восемнадцать 280-мм осадных гаубиц для использования против Порт-Артура, Оба эти судна были потоплены броненосным крейсером «Громобой». В тот же день был настигнут транспорт «Садо-Мару», имевший на борту свыше 1000 чел. японцев (мастеровых, носильщиков тяжестей), телеграфный парк, 21 понтон и пр. Уничтожение этого транспорта было поручено броненосному крейсеру «Рюрик». Он выпустил две торпеды в оба борта «Садо-Мару». Считая, что после получения двух пробоин гибель неизбежна, «Рюрик» оставил его и пошел на присоединение к отряду. Однако «Садо-Мару» остался наплаву и позже был обнаружен японскими судами, спасшими его и находившихся на нем людей. 16 июня к северу от группы островов Оки был захвачен с грузом угля для японцев английский пароход «Аллантон», отправленный с призовой командой во Владивосток
15 - 21 июня 1904. Набеговая операция владивостокских миноносцев «№203», «№205» и «№206» под командой капитана 2 ранга Виноградского к берегам острова Хоккайдо для уничтожения японского каботажного судоходства. За время операции, проведенной большей частью в тумане, отрядом были обнаружены четыре большие шхуны с грузом рыбы и риса, из которых три были уничтожены, а четвертая взята в качестве приза и доставлена призовой командой во Владивосток.
28 июня - 2 июля 1904. Набеговая операция отряда владивостокских миноносцев на Гензан под командой капитана 2 ранга Радена.
Выйдя 28 июня из Владивостока совместно с отрядом крейсеров «Россия» (флаг контр-адмирала Безобразова), «Громобой» и «Рюрик», вышедшим для крейсерства на путях японских сообщений в Корейском проливе, отряд из восьми миноносцев («№ 201», «№ 202», «№ 203», «№ 204», «№ 205», «№ 206», «№ 210», «№ 211») в сопровождении вспомогательного крейсера «Лена» 30 июня подошел к Гензану. После отделения миноносцев от отряда крейсеров последний остался для прикрытия операции в море в 20 милях к северу от Гензана.
При входе в бухту Гензан тремя группами через северный, средний и южный фарватеры миноносец «№ 204» ударился пяткой руля о камень и заклинил себе руль в положении «на борт», что лишило его возможности управляться. Остальные миноносцы, войдя в бухту, уничтожили здесь один каботажный пароход, одну шхуну, ряд барж, стоявших у берега и на берегу, обстреляли здания и воинские части, отступившие в горы.
Закончив набег и собрав миноносцы для возвращения во Владивосток, командующий отрядом капитан 2 ранга Раден выяснил, что миноносец «№ 204» не в состоянии идти с отрядом.
После ряда неудачных, продолжавшихся до темноты попыток, исправить руль и буксировать миноносец вспомогательным крейсером «Лена» командующий отрядом капитан 2 ранга Радея ввиду начавшейся непогоды принял решение потопить миноносец, что и было выполнено после снятия с него артиллерии и прочего вооружения.
2 июля отряд вернулся во Владивосток.
30 июня - 3 июля 1904. Дождавшись около 15 часов возвращения миноносцев из Гензана, отряд крейсеров («Россия», «Громобой» и «Рюрик») направился по назначению к Корейскому проливу.
1 июля около 18 час. 20 мин. при движении Цусимским проливом в районе острова Икисима были обнаружены дымы 9 судов и вскоре опознаны корабли эскадры адмирала Камимуры в составе 4 броненосных крейсеров («Идзумо», «Ивате», «Адзума», «Такива»), 4 легких крейсеров («Нанива», «Ниитака», «Цусима», «Такачихо») и одного посыльного корабля «Чихайя».
Учитывая превосходство противника, командующий отрядам контр-адмирал Безобразов решил уклониться от боя и повернул на обратный курс. Неприятель начал преследование, открыв огонь с дистанции, превышавшей дальность огня, на который русские крейсера по этой же причине не отвечали. С наступлением темноты, около 20 час., русские крейсера подверглись с носа атакам 8 японских миноносцев. Открыв освещение прожекторами, крейсеpa отразили атаки артиллерийским огнем и вскоре скрылись в темноте. Потеряв из виду русские корабли, Камимура отказался от дальнейшего преследования.
Утром 2 июля на параллели острова Оки русские крейсера встретили шедший в Фузан с грузом леса для строившейся японцами железной дороги Фузан-Сеул английский пароход «Чентельхэм», который был задержан и отправлен с призовой командой во Владивосток.
3 июля отряд крейсеров вернулся в базу.
17 июля - 1 августа 1904. Поход отряда крейсеров «Россия» (флаг контр-адмирала Иессена), «Громобой», «Рюрик» из Владивостока через Цугарский (Сангарский) пролив для операций на японских тихоокеанских путях сообщения. Пройдя 20 июля Цугарский пролив, отряд вышел в Тихий океан и, спустившись на юг вдоль восточных берегов Японии в расстоянии 40–50 миль от побережья о.Хонсю, дошел до 34 параллели, после чего 24 июля повернул обратно. 30 июля, снова пройдя через Цугарский пролив, отряд вошел в Японское море и вернулся в базу. За время крейсерства отряд встретил 13 парусных и паровых судов, из которых 8 потопил (4 японские шхуны, 2 японских каботажных парохода, 1 английский пароход «Найт-Комендер» и 1 германский пароход. «Tea»). Германский пароход «Арабия» и английский пароход «Калхас» с призовыми командами были отправлены во Владивосток через пролив Лаперуза .
14 августа 1904. Бой владивостокских крейсеров в Корейском проливе.
В связи с выходом 10 августа Порт-артурекой эскадры в море для прорыва во Владивосток отряд крейсеров: «Россия» (флаг), «Громобой» и «Рюрик» под командованием контр-адмирала Иессена вышел 12 августа из Владивостока, имея заданием соединиться с эскадрой контр-адмирала Витгефта и усилить ее. Отряду крейсеров было приказано следовать к Корейскому проливу с расчетом быть утром 14 августа на параллели Фузана милях в 40 от него и здесь ожидать появления Порт-артурской эскадры. В случае встречи с эскадрой адмирала Камимуры отряду предписывалось в бой с ней не вступать, но стремиться отвлечь ее погоней за собой на север.
14 августа около 4 час. 30 мин., подойдя на параллель Фузана, отряд обнаружил в утренней мгле в 8 милях к северу от себя эскадру адмирала Камимуры в составе 4 броненосных крейсеров («Идзумо» (флаг), «Токива», «Адзума», «Ивате»). Поскольку нахождение противника к северу исключало возможность избежать боя, русские крейсера вынуждены были его принять. Начавшийся около 5 час. 20 мин. бой продолжался до 10 час. Располагая преимуществом в ходе и превосходством в артиллерии, противник стремился не допустить прорыва крейсеров на север. В первый же час боя особенно сильные повреждения получил шедший концевым слабо бронированный крейсер «Рюрик», на котором возник сильный пожар и был убит командир и ранен старший офицер. Новые попадания сперва вывели из строя рулевой привод в рубке, а затем самый руль, причем через пробоины в корме были затоплены рулевое и румпельное отделения. Руль оказался заклиненным на борт и дальнейшее управление осуществлялось машинами. Тяжелое положение «Рюрика» заставило контр-адмирала Иессена попытаться прикрыть его, чтобы дать ему возможность исправить повреждения. В это время «Россия» и «Громобой» получили ряд серьезных повреждений, значительная часть артиллерии вышла из строя. Около 8 часов с юга к месту боя подошли легкие крейсера эскадры контр-адмирала Уриу - «Нэнива» и «Такачихо», за которыми виднелись еще дымы 2 или 3 крейсеров.
В 8 час. 25 мин. Иессен, оставив попытку помочь «Рюрику», повернул на север, ведя бой с начавшими преследование на параллельном курсе четырьмя крейсерами адмирала Камимуры. Этот бой продолжался до 10 часов, когда Камимура, получив доклад, что на крейсере «Идзумо» нехватает снарядов, и видя, что скорость русских крейсеров не уменьшается, прекратил бой и повернул обратно с целью уничтожения «Рюрика», который к этому времени уже был без движения и вел безнадежный бой из последних уцелевших пушек с окружившими его крейсерами адмирала Уриу («Нанива», «Такачихо», «Ниитака», «Цусима» и посыльным кораблем «Чихайя»), к которым подходили и миноносцы. Из 800 чел. экипажа на «Рюрике» было свыше 150 убитых и 278 раненых. Ввиду смерти командира, старшего офицера и ряда других офицеров командование крейсером принял лейтенант К.Иванов 13-й, который, видя приближение японских крейсеров и угрозу захвата избитого, стоящего без движения корабля, приказал открыть кингстоны для его затопления. В 10 час. 30 мин. «Рюрик» пошел ко дну. Из воды противником были подобраны 625 человек экипажа, в том числе 230 раненых.
Крейсера «Россия» и «Громобой» вернулись во Владивосток в 16 час. 16 августа. Крейсер «Россия» имел 30–35 попаданий, 48 убитых, 165 раненых; крейсер «Громобой» - около 30 попадании, 90 убитых и 182 раненых.
На всех японских крейсерах, участвовавших в бою, было 44 убитых и 82 раненых. В то же время в крейсер «Идзумо» было 20 попаданий, в крейсер «Адзума» - 10 и по нескольку в крейсера «Токива» и «Ивате».
13 октября 1904г.При следовании ко входу на рейд крейсер «Громобой» наскочил на неогражденную по случаю войны каменную банку Клыкова, прочертив по ней днищем и получив повреждение наружного дна на протяжении 50 шпангоутов (из общего числа 131) с разрывами обшивки и течью. Ремонт крейсера потребовал трех месяцев пребывания в доке.
1 - 10 мая 1905г. Набеговая операция отряда номерных миноносцев «№ 203», «№ 204», «№ 205» и «№ 206» под командой капитана 1 ранга Радена к острову Хоккайдо для операций на путях сообщений противника. 8 мая отряд встретил и уничтожил под берегом одну парусную японскую шхуну и захватил вторую. Последняя с призовой командой (1 мичман и 13 матросов) была под парусами отправлена во Владивосток. На переходе шхуна вследствие неблагоприятных ветров была отнесена в район южнее залива Посьета, где штилевала несколько дней. 7 мая шхуна была встречена японским военным пароходом. Видя безвыходность положения, командир шхуны в момент сближения с противником круто повернул и подставил борт шхуны под форштевень японского транспорта. Шхуна потонула, а призовую команду японцы взяли в плен .
8 - 11 мая 1905г. Поход броненосных крейсеров «Россия» (флаг) и «Громобой» под командой контр-адмирала Иессена к берегам Японии в район Цугарского (Сангарского) пролива для операций против торгового судоходства противника. За время похода крейсерами захвачено и уничтожено 4 парусные шхуны.
18 сентября 1905. Подписание перемирия на море русским и японским морским командованием в связи с заключением в Портсмуте мирного договора между Россией и Японией (5 сентября 1905 г.)
После подписания мира отряд крейсеров был расформирован. Итог крейсерской войны: потоплено и захвачено свыше 30 японских судов. Лишь один раз произошло столкновение с японским флотом (14 августа 1904г. - потоплен крейсер Рюрик).
Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их "кораблями-призраками".
Не Лев Толстой.