Найти в Дзене

Драгоценное кино-2: еще 40 украшений, которые важны для сюжета

Роли для украшений и украшения в ролях

Роли для украшений и украшения в ролях.

продолжение списка

«Три цвета: Синий» великого режиссера Кшиштофа Кесьлевского. Золотая цепочка с крестиком, найденная на месте аварии, возращенная и не возвращенная. И точно такая же цепочка, которую героиня Жюльетт Бинош увидит на другой женщине, подскажет важное и правильное решение и поможет начать новую жизнь. «Я хотела спросить, любил ли вас мой муж, но теперь я знаю, что он вас любил». Украшение, которое даёт ответы раньше, чем возникают вопросы.

«Дорогая миссис Уилкс, мужчины могут пожертвовать ради Конфедерации своей жизнью, но женщины не должны жертвовать своими сердцами. Я выкупил ваше кольцо», - написал Ретт Батлер. И лишь в постскриптуме упомянул о кольце Скарлетт. Обручальное кольцо, которое Мелани отдала в пользу сражавшихся солдат. «Я выкупил ваше кольцо»… это до слёз, это грандиозно – как грандиозен весь фильм «Унесенные ветром», как бы сейчас на него ни нападали: великое кино хранит великие жесты, которые не по размеру горе-критикам.

В новом веке тоже умеют снимать большое кино с потрясающими поступками. В трилогии «Властелин колец» Питера Джексона есть не только кольцо всевластия, но и эльфийская подвеска, которую дарит Арвен (Лив Тайлер) Арагорну (Виго Мортенсен). «Моё право отдать это тому, кому хочу. Как и моё сердце». Так отказываются от бессмертия – и обретают вечность.

Классический роман Эмилии Бронте «Грозовой перевал» экранизировали по-разному. В 2002 году был снят трехсерийный фильм «Спаркхаус», в котором сделали героев современными и так всех поменяли местами, что сестра Бронте не узнала бы своих персонажей. Тем не менее, весь романтический накал роковых страстей и неразрешимых социальных противоречий остался. А самым обаятельным героем оказался Джон Стэндринг в исполнении Ричарда Армитиджа. Надежный добрый лохматый недотепа (будут удивлены те, кто помнит сыгранных им Гая Гисборна, Торина Дубощита, Лукаса Нортона и Джона Торнтона) на Рождество дарит главной героине Кэрол подвеску своей матери. Он отдаст ей не только подвеску, но и свой дом, и свое сердце. А она всё равно будет одержима другом детства Эндрю.

Еще английская классика, еще про любовь: «31 июня» - экранизация пьесы Джона Бойнтона Пристли. Фильм, где много стильных украшений, но главное среди них – брошь Мерлина: она принадлежит принцессе в 12 веке и за ней охотится тщеславный волшебник. Но брошь такова, что её можно только подарить, иначе она утратит свою силу. Волшебник в исполнении Владимира Этуша предлагает за брошь, которая дарит безграничную власть, вполне равноценный по его мнению обмен – супружеское счастье с «принцем» из 21 века. Стильные наряды «сейчас в моде ретро – то, что носили в 70-е годы 20 века» и ушедшая в народ фраза «в 12 веке с одной честью и совестью не проживешь»: настоящая классика.

Еще одна история, в которой герои из 20 века попадают в 15 век. В фильме «Перстень княгини Анны» 1970 года польские школьники оказываются в тевтонском замке (снимали в Мальборке, между прочим). Теннис, машины, телефон, сигнализация, электричество – в 15 веке всё это очень пригодилось. За раздавленный теннисный мячик мальчик попросил у княгини перстень: «Я повешу его на шею и буду твоим верным рыцарем» - удачная просьба: если бы не кольцо, то кто бы поверил путешественникам во времени? Замечательный диалог в конце фильма: «А кто такая княгиня Анна?» - «Ребята, как вам нравится, она не читала «Крестоносцев!» - и дружный хохот школьников. Вот так детей приучали любить и знать историю и читать романы нобелевского лауреата Генрика Сенкевича.

Путешествия во времени – любимый публикой жанр. Можно гонять из века в век, а можно из мира сказок в мир людей, как это происходило в культовом чешском сериале 1979 года «Арабела». Герои перемещаются из мира детских сказок и мира взрослых сказок в мир людей с помощью волшебного перстня, за которым охотятся злые силы: они хотят навести на телевидении свой порядок и испортить все добрые сказки. Неуемная фантазия, комичные ситуации (отдельное спасибо за пинок в сторону тв), юмор – когда-то этот сериал производил громадное впечатление. Перстень, который выполняет все желания, огромный, яркий, запоминающийся – чешские кинематографисты знали толк в сказочном реквизите.

Перстни помогают перебираться не только из прошлого в будущее и не только из выдуманного мира в реальный. С помощью волшебных колец герои путешествуют внутри сказок. Да еще как путешествуют! В «Аленьком цветочке» 1977 года кольцо помогает перенестись к логову чудища лесного. Кольцо выглядит очень внушительно – не всегда в фильмах даже волшебные предметы «отрабатывают» так тщательно и сказочно, но этот фильм прекрасен, тем более, что снят он по сценарию Натальи Рязанцевой.

Кольцо не единственное украшение в этом фильме. Он был снят в 70–е годы – время эстетских советских сказок, и медальон с портретом еще не страшного чудовища хранит загадочная героиня Аллы Демидовой.

Еще один вариант «Аленького цветочка», который снял Владимир Грамматиков . В его «Сказке о купеческой дочери и таинственном цветке» 1991 года волшебное кольцо показано с удивительной изобретательностью – и очень просто. Это свет. Яркий волшебный свет. Оцените кадр, когда дочка купца снимает с его руки кольцо – чем не парафраз фрески Микеланджело? Интересно, что художником на обеих картинах был знаменитый Константин Загорский. И вот два чудесных фильма.

В фильме «Двенадцать месяцев» братец Апрель дарит сиротке кольцо со словами: «Есть в моем колечке от большого огня малая искорка: в стужу согреет, в темноте посветит, в горе утешит». Когда станет совсем плохо, братья месяцы поспешат на выручку, надо только бросить колечко и сказать: «Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, … по зимнему ковру к новогоднему костру». У месяцев есть имена, а у людей – нет: холодная сказка, написанная Самуилом Маршаком во время войны; его младший сын уже смертельно болен туберкулезом, не отпускает боль из-за трагедии во время предыдущей войны, когда из-за ожогов погибла маленькая дочка. и вот Маршак в страшное время адаптировал чешскую сказку о 12 месяцах, сделав самым добрым и отзывчивым месяц апрель – это время весны, надежды, возрождения, жизни…

Сказочные кольца не только приводят к костру с назваными братцами, но и к жениху. Если в «Золушке» суженую искали, примеряя башмачок, то в «Ослиной шкуре» примеряли колечко. И тут надо было барышне исхитриться так, чтобы оно попало к принцу и он объявил всекоролевскую примерку. Рецепт прост: героиня Катрин Денев должна испечь пирог, надев при этом солнечное платье, положить своё кольцо в тесто и надеяться, что жених им не подавится. И тогда действительно будет всем счастье. Французская точная экранизация сказки Шарля Перро красивая и шокирующая - но из сказки слов не выкинешь.

В советском измененном - смягченном - варианте «Ослиной шкуры» принцесса тоже примеряет колечко, но не хитрит по-кулинарному, а освобождает принца из тюрьмы: он видит только руку с кольцом. Принцесса не печет зубодробительных пирогов, а кидает в окно дворца камень с привязанным колечком. А кольцо – это перстень с изумрудом - подарила принцессе фея-крестная: «Когда станет совсем плохо, нажми посильнее на камушек: колечко поможет тебе не забывать прошлого, мириться с настоящим и не бояться». А в будущем ждет прекрасный принц в исполнении Александра Галибина, так что действительно, чего уж там бояться – только радоваться.

Сказочные кольца – это к счастью, а вот эпически, мифические и прочие легендарные – это уже другая история. «Мы, нибелунги, люди тумана и сумерек…» В немецком фильме «Кольцо Нибелунгов» 2004 года с Бенно Фюрманном в главной роли нибелунги предупреждали Зигфрида, что не надо ему брать кольцо, потому что от проклятия ему будет не увернуться, но он не послушался - и чему быть, того не миновать. Украшение, которое охранял дракон – нет ничего хуже сокровищ, которые прокляты.

А в фильме про Зигфрида, снятом Фрицем Лангом на 80 лет раньше, акцент поставлен на браслете Брунгильды, который нечаянно нашла Кримхильда: армилла с двумя змеиными головами. «Спрячь браслет, Кримхильда, ибо он хранит постыдную тайну… Узнай, Кримхильда, как я добыл этот браслет, узнай и храни молчание». История с браслетом действительно не красит Зигфрида, и лучше бы он промолчал, а не выкладывал все секреты в приступе дурной правды – такие приступы заразительны, а итог – выжженная земля. Хотя ведь сами украшения не любят молчать, особенно когда попадают не в те руки…

Украшения охотно выдают тайны своих хозяев. В фильме «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» злодейский умысел раскрыт благодаря перстеню-талисману семьи Али-Бабы. Было два перстня – у отца и у сына, они были памятью о дамбе, построенной их предками еще в прошлом веке, и вдруг такое же кольцо Али-Баба видит на пальце у правителя Гульабада. «У моего отца было такое же кольцо!» - «Кольца живут дольше людей»… Вот с этим точно не поспоришь: индийские танцы, индийские песни, а в итоге вопль толпы: «У правителя две бороды! Не бойтесь его, люди, он сами боится вашего гнева» - и нет больше ни тайны пещеры с сокровищами, ни злодея – кольцо пережило его, как он сам себе и напророчил.

В советском фильме «Угрюм-река» тайну семьи Громовых выдали серьги, которые будущий тесть подарил своей будущей невестке – а окажется, что они принадлежали её убитой бабушке. Иногда за фамильными украшениями тянется страшный след, и если они захотят вернуться к прежним хозяевам (а такие украшения всегда стремятся к своим первым владельцам), то жди беды. Беды и правды – иногда это одно и то же.

Подвел перстень с сапфиром и своего владельца - вора в законе Седого, и тех, к кому попало его украшение. В сериале «Рожденная революцией» (серия «Экзамен») кольцо помогает найти убийц и не даёт посадить в тюрьму невиновного. Там есть яркая сцена, связанная с ломбардом, но практически невозможно рассмотреть само кольцо. Это, к сожалению, частая история: вокруг украшения крутится сюжет, а его и не показывают толком. Сначала долго расписывают, какой уникальный этот перстень, а потом его невозможно рассмотреть. Увы. Но вместо перстня «с уникальным сапфиром» можно любоваться на красавицу Раису Недашковскую, чья героиня тоже станет жертвой рокового кольца.

Еще один советский детектив, уже про военное время – «По данным уголовного розыска». Главное здесь сокровище – кадры старой Москвы: Тишинский рынок, Новослободская, стена дореволюционного дома со знаменитой надписью «мясная рыбная торговля», снесенного в 1987 году... В этом фильме, в отличие от предыдущего, украшение показано внятно. Бриллиантовая брошка-наживка: «Большой цены вещь. У меня таких денег нет», - говорит уголовник-скупщик в исполнении Виктора Сергачева. А герой Александра Хочинского даже успевает спеть в фильме песню – это тоже своего рода драгоценность.

Эффектные брошки годятся не только для наживки, но и для разоблачения. В трехсерийном фильме «И никого не стало», снятом по роману Агаты Кристи «Десять негритят», на заседание суда, который разбирает трагическую гибель маленького мальчика, гувернантка Вера Клейторн надевает сверкающую, практически праздничную брошь, тем самым выдавая свое истинное отношение к трагедии: её возлюбленный теперь получит наследство, и они смогут пожениться. Правда, при разговоре с ним она предусмотрительно накидывает пальто, чтобы брошку не было видно – но шила в мешке не утаишь.

Мейв Дермоди в роли Веры Клейторн, кадр из сериала «И никого не стало»/«And Then There Were None», 2015
Мейв Дермоди в роли Веры Клейторн, кадр из сериала «И никого не стало»/«And Then There Were None», 2015

Вспомнили Агату Кристи – вспомним Артура Конан Дойла. В фильмах про Шерлока Холмса часто фигурируют украшения. Иногда даже в тех историях, которые Конан Дойл не сочинял. Например, в фильме «Этюд в багровых тонах» с Реджинальдом Оуэном в роли Холмса есть кольцо с рубином, по нему загадочная восточная красавица опознает своего мужа – а на самом деле… На самом деле всё упирается в тайну Алого общества. Общество алое, перстень рубиновый, фильм черно-белый, а от повести осталось только одно название.

В настоящем «Этюде в багровых тонах», что сочинил сэр Артур, украшение все-таки есть: кольцо, которое подарила герою Николая Караченцева его невеста. Это украшение - последнее, что видит погубитель девушки: «Вспомни Люси Ферье!». Дважды будет пытаться вернуть драгоценное для себя кольцо герой – но оно поможет не ему, а Шерлоку Холмсу. Если бы не оно, мститель мог бы спастись – но неразделимы месть, смерть и любовь…

Но есть кольцо в рассказах о Шерлоке, которое просто про любовь. И даже не оно, а то, на что Шерлок с легкостью меняет королевский перстень. Для него фотография Ирэн Адлер стоит дороже всех перстней, украшающих пальцы пугливого будущего монарха. В советском фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры» в новелле «Скандал в Богемии» король в исполнении Георгия Мартиросьяна еле-еле стаскивает перстень с пальца, и понятно, что он вообще не собирался платить. Потом, для пущего впечатления, он еще насмехается над выбором Холмса, и вообще прекрасно колоритен и комичен – в отличие от своего английского близнеца.

В версии англичан король чрезвычайно щедр, легко отдает и предоплату, и кольцо, но сам какой-то блёклый– хотя и не такой напыщенный индюк, как в советской версии. Зато в этой серии «Скандал в Богемии» подчеркнута русская тема. Король знакомится с Ирэн Адлер в Варшаве, на тот момент это Российская империя, она пела в Варшавской и Петербургской опере. Шерлок и Ватсон собираются пообедать в «Романофф» и пойти в Сент-Джеймс-холл, где будет дирижировать Чайковский – стало быть, действие происходит весной 1889 года, когда Чайковский действительно выступал в Лондоне и дирижировал Первой сюитой и Первым концертом.

Еще один Шерлок Холмс в исполнении Кристофера Ли занят поисками ожерелья царицы Клеопатры, которое нашли при археологических раскопках, а потом вездесущий Мориарти помог украшению потеряться. Колье роскошное, а сюжет из ничего - просто чтобы в кадре ходил-ходил знаменитый сыщик.

кадр из фильма «Шерлок Холмс и смертоносное ожерелье (реж. Теренс Фишер,1962).
кадр из фильма «Шерлок Холмс и смертоносное ожерелье (реж. Теренс Фишер,1962).

Еще один классик жанра – Альфред Хичкок. В фильме «Тень сомнения» по сценарию Торнтона Уайлдера (неслыханное дело: благодарность в адрес писателя от Хичкока в начале фильма) дядя Чарли дарит своей племяннице кольцо с изумрудом со словами «прекрасней изумруда нет ничего на свете». И коварнее тоже: племянница разглядела на кольце надпись, которой там не должно было быть.

Если в «Тени сомнения» Джозеф Коттен играет плохого дядю Чарли, то в фильме «Газовый свет» он для своих племянников – хороший дядя Брайн. А особенно хорошим он оказался для героини Ингрид Бергман, которую сводил с ума её муж, помешанный на драгоценностях. Он устроил ей настоящий газлайтинг (этот термин и пошел от названия фильма), а начал с того, что подарил жене украшение своей матери – камею с подвеской. У брошки оказалась слабовата застежка и её надо было отдать в починку, но перед этим он настоял, чтобы они взяли с собой камею на прогулку в Тауэр. Короче говоря, если вам велят погулять с брошкой в сумочке, то стоит быть настороже.

Сюжет с украшением, которое надо переделать, возникает в новелле «Любовь Натальи» очень популярного польского сериала «Отец Матеуш». Это многолетняя сага про священника, который расследует преступления, с Артуром Жмиевским в главной роли; первые серии вышли в 2008 году и сериал снимается до сих пор. Итак, некий пан внезапно хочет жениться на простодушной домоправительнице прихода, дарит ей кольцо, да вот незадача – оно велико, и его надо отдать переделать. Практический вывод из этой истории таков: будьте бдительны и остерегайтесь украшений не по размеру и женихов не по плану.

Иногда мошенники исправляются, а перед этим дарят своим возлюбленным колье, забыв подарить к нему футляр. А потом кто-нибудь другой дарит пустой футляр, и всё тайное становится явным. Послевоенный мегахит – индийский фильм «Бродяга» с Раджем Капуром в главной роли: душераздирающая история о воре, который больше не хочет воровать. Момент с колье станет точкой отсчета его новой жизни - а до счастья будет еще очень далеко.

Влюбленный вор Радж свел с ума зрителей в 1951 году, а в 1952 году ему на смену пришел влюбленный забияка Фанфан-тюльпан. Герой Жерара Филиппа получает в подарок от мадам де Помпадур брошь в виде тюльпана и новое прозвище. А в качестве добавки – много приключений, короля в качестве близкого родственника и любовь Аделины, которую играла Джина Лоллобриджида. Бриллиантовый тюльпан определенно приносит счастье.

В ремейке 2003 года с Венсаном Пересом и Пенелопой Крус одной брошью дело не ограничилось. Разумеется, Помпадур подарит Фанфану красивую брошь с эмалью и бриллиантами после битвы в лесу, но делаешь ремейк – делай по-новому.

Видимо, вооружившись девизом «Больше украшений, хороших и разных!», создатели фильма добавили в сюжет еще одну драгоценность – бриллиантовый перстень, который попал к Фанфану после лесного приключения, а в итоге помог разоблачить врага и предателя. Изобретательная линия, хотя немного громоздкая, особенно по сравнению с легим фильмом 50-х годов.

За помощь в поимке преступников милиционер Федор Иванович Анискин дарит своей жене сережки. Чудесна сцена в магазине, когда продавщица в исполнении Лидии Смирновой объясняет, что раньше это называлось сережки, а теперь - "бижутерий". А Анискин и не знал. Или притворился, что не знал – он такой. И счастливая от его внимания жена говорит: «Мы с тобой в кино пойдем - я их и надену». Прелесть этой реплики в том, что преступники были связаны как раз с кино.

А вот героиню фильма «Три тополя на Плющихе» муж подарками и вниманием не баловал. Диалог в такси про сережки – короткий рассказ про всю её жизнь: «Ты почему меня на вокзале подхватил? Другие не брали» …. «Сережки мне твои понравились» – «Ой, чего ты брешешь, я ж платком накрывшись стояла, а что, копеечная она» – «Муж подарил?» - «Нету, отец баловал: восемь классов кончила и повесил. Привыкла, не думаю о них». Вот что такое украшение для женщины – это ее биография: и не только то, что было, но и то, что могло быть, о чем мечтается и что не сбылось. А многие этого не понимают - но только не женщины-режиссеры: Татьяна Лиознова понимала всё.

Татьяна Доронина и Олег Ефремов в фильме ««Три тополя на Плющихе» (реж. Татьяна Лиознова, 1967)
Татьяна Доронина и Олег Ефремов в фильме ««Три тополя на Плющихе» (реж. Татьяна Лиознова, 1967)

Не муж, но ухажер «Девчатах» решает подарить Тосе что-то особенное: «Часы! Золотые!» Что было с теми часами, все помнят, но порыв был прекрасен – и поддержали его товарищи всецело. Дарить так дарить – вот это по-мужски, по-настоящему: поэтому в фильме выбрано именно этот аксессуар, который больше украшение, нежели часы. И как выбрано – какие горящие глаза были у Николая Рыбникова, когда его озарило с подарком, ух!

В «Девчатах» есть еще одно украшение – брошка, которую Тоська сначала от широты душевной прикалывает подруге на воротник, а потом, сама засобиравшись на свидание, тут же отбирает и прикалывает на себя. И когда узнает правду, то снимает её и роняет на кровать… Брошка как упавшее сердце – замечательная роль у реквизита.

Украшение может разбить сердце – не оно само, конечно, а тот, кто держит его в руке и при этом говорит: «Я обручен»… Отличный штрих, который не сразу замечаешь: у Паратова на руке – след от кольца: ни Лариса, ни зрители это вовремя не замечают. Потом кольцо лежит возле пепельницы, потом герой с крокодиловыми слезами объясняет, почему Ларисе… Дмитриевне надобно ехать домой - этого кольца в кадре очень много, оно мозолит глаза, оно терзает, оно как наваждение.

Совсем не так было в первой экранизации «Бесприданницы» - там герой Анатолия Кторова отворачивается, незаметно надевает обручальное кольцо себе на палец и по-деловому, по-купечески обрисовывает ситуацию и прощается с Ларисой на лестнице. Без лишних сантиментов. Жестко.

Жесткий фильм, в котором кольцо сыграет свою роль, снят про школьников по сценарию Юрия Клепикова в 1987 году. Героиня фильма «Соблазн» Женя Родимцева, новенькая, хочет примкнуть к верхушке класса – богатым девицам. И когда учительница, чрезмерно заострившая свое внимание на золотых украшениях старшеклассниц, велит им на уроке сдать сережки и кольца, то Женя демонстративно отдает свое дешевенькое кольцо, объявляя его золотым. После этого она принята в тусовку и становится «своей». Лучше бы она этого не делала.

Тема «свои-чужие»эффектно отработана в фильме «Секретный женский смех». Чернокожие беженцы на юге Франции, маленький мальчик, который считает себя космическим крестоносцем, английский писатель - автор комиксов, закрыто живущая нигерийская община, неприятие белых черным священником, африканские пословицы, умопомрачительные наряды, английский снобизм и детские мечты. Когда всё это собрано вместе, то нарисованный на руке маленького мальчика браслет может работать как передатчик, если очень в это поверить.

Еще один мальчик возьмет в свои руки судьбы взрослых в польском фильме «Письма к М.2» - продолжении рассказа о героях кинохита «Письма к М» 2011 года. «М» - это Святой Миколай: дело происходит под Рождество и Новый год. Как все продолжения, фильм не такой ударный, как первый, но зато там есть эпизод с кольцом, которое должен подарить герой Мацея Штура своей возлюбленной. Проблема в том, что оно не очень нравится его маленькому сыну, который решил всё устроить по-своему. И оказался прав. Устами младенца… И руками младенца. Рождество такое Рождество.

Итак, почти сотня фильмов, в которых украшения появляются в кадре не просто так, а несут дополнительную нагрузку. А если выбрать один, где аксессуар сыграл самую симпатичную роль? Наверное, это будет фильм малоизвестный, в котором само украшение не очень заметно, но его роль огромна. То, что оно символизирует, как оно «работает», как оно материализуется из мечты и опять становится мечтой, заслуживает отдельного разговора. Короче говоря, хороший браслет, надо брать: «Секретный женский смех».

© Татьяна Довгилевич, 2020
при перепечатке или цитировании ссылка на автора и на канал
Кинотеатр Робинзона обязательна

Украшения в кино. 50 фильмов

Украшения в фильме "Служебный роман"

-42