В 1938 году внимание страны было приковано к спасению полярников в Арктике. Правительство СССР приняло решение снять станцию «Северный полюс – 1» с дрейфующей льдины. К походу начали подготовку: ЭМ «Карл Либкнехт», ГС «Таймыр» и «Мурманск», ПЛ «Д-3», «Щ-402» и «Щ-404». На ДЭПЛ Д-3 возлагалось обеспечение связью дирижабля «СССР - В6», отряда кораблей и станции «СП -1».
5 февраля 1938 года ДЭПЛ Д-3 «Красногвардеец» под командованием ст. лейтенанта В. Н. Котельникова вышла в направлении полярной станции «Северный полюс — 1». На борту лодки находилась группа лучших радистов СФ. 6 февраля на «Красногвардейце» приняли скорбное сообщение: в районе Кандалакши дирижабль «СССР-В6» потерпел катастрофу, врезавшись в темноте в сопку.
В 1940 году И.Д. Папанин отметил: «О походе к дрейфующим льдам подводной лодки (Д-3 – прим.авт.) у нас мало писали. Между тем, этот поход был проведен военными моряками с исключительной отвагой. С восхищением и гордостью можно говорить об этом».
Во время этой операции ДЭПЛ Д-3 вошла в район о. Ян-Майен и стала первой советской подлодкой, зашедшей в Западное полушарие. 12 февраля 1938 года «Красногвардеец» в подводном положении преодолел пятикабельтовую (926 м) ледовую перемычку, отделявшую ДЭПЛ от "чистой" воды. Это было 30 – минутное погружение. Да, сегодня российские АПЛ свободно ходят в Арктику, но 82 года (!!!) назад подледный рывок "Красногвардейца" стал настоящим подвигом. Такого до советских моряков не делал никто.
Начало Великой Отечественной войны ДЭПЛ Д-3 «Красногвардеец» встретила под командованием кап.-лейтенанта Ф.В. Константинова в составе 1-го дивизиона бригады ПЛ СФ в губе Мотка. 29 октября 1941 г. командиром Д-3 был назначен кап.-лейтенант М.А. Бибеев.
По итогам 1941 года лодка заняла 1 место по тоннажу потопленных судов противника: 7 ТР = 36000 т. Командир Д-3 был награжден орденом Красного Знамени, комдив И.А. Колышкин, неоднократно выходивший в море на «Красногвардейце», был первым среди подводников СФ представлен к званию Героя Советского Союза.
17 января 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 г. подводная лодка «Д-3» была награждена орденом Красного Знамени.
Приказом Народного комиссара ВМФ от 3 апреля 1942 г. № 72 за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава экипаж «Д-3» был удостоен Гвардейского звания.
В свой последний боевой поход с задачей патрулирования района Тана-фьорда Гвардейская Краснознаменная ДЭПЛ Д-3 «Красногвардеец» вышла 10 июня 1942 г. Экипаж лодки был полностью орденоносный. «Д-3» в базу не вернулась. Самая вероятная версия - лодка подорвалась на мине к северу от м. Нордкин (Норвегия).
«Д-3» совершила 8 боевых походов, было произведено 11 торпедных атак, в результате которых потоплено 8 судов противника и 1 повреждено. ДЭПЛ Д-3 «Красногвардеец» первый корабль ВМФ СССР, ставший Краснознаменным и Гвардейским одновременно.
Источники: deepstorm.ru, submarines.narod.ru, arsenal-info.ru