Найти тему
Геополитикс

Геополитическое «растягивание» России может навредить самим Соединенным Штатам

Оглавление

События последних месяцев, происходящих на приграничных просторах России, являются следствием новой стратегии США по «растяжению» сил и выводу РФ из равновесного состояния.

«Оценка воздействия вариантов по «возложению» бремени расходов» - так переводится название доклада американской корпорации RAND, подготовленного в 2019 году (Overextending and Unbalancing Russia Assessing the Impact of Cost-Imposing Options)

Можно лишь предполагать, что «заокеанские партнеры» использует данную стратегию на практике. Но вероятность такая достаточно высока.

Итак, если кратко, то в докладе подробно рассматриваются ненасильственные и увеличивающие издержки варианты, которые США и их союзники могли бы использовать в экономической, политической и военной сферах с тем, чтобы подвергнуть стрессу - чрезмерно «растянуть» и разбалансировать - российскую экономику, вооруженные силы и политические позиции режима внутри страны и за рубежом.

Команда экспертов RAND разработала экономические, геополитические, идеологические, информационные и военные варианты, дала им качественную оценку с точки зрения вероятности их успеха в «растягивании» (сил) России, а также оценила их преимущества, риски и издержки.

Мы сегодня рассматриваем лишь геополитический вариант.

Вот основные направления геополитических мер по «растягиванию» сил, указанные в докладе:

Предоставление смертоносной военной помощи Украине служило бы целям использования наибольшей уязвимости России. Но любое увеличение поставок вооружений для вооруженных сил и расширение рекомендаций США Украине должно быть тщательно откалибровано, чтобы увеличить издержки России на поддержание своих существующих обязательств без провоцирования гораздо более широкого конфликта, в котором Россия по причине своей географической близости к региону имела бы значительные преимущества.

Усиление поддержки сирийских повстанцев могло бы поставить под угрозу другие политические приоритеты США – такие, как борьба с радикальным исламским терроризмом, и может привести к дальнейшей дестабилизации всего ближневосточного региона. Кроме того, этот вариант может даже стать невозможным, учитывая процессы радикализации, дробления и упадка сирийской оппозиции.

Содействие либерализации в Беларуси, скорее всего, не увенчалось бы успехом и могло бы спровоцировать сильный ответ России, что привело бы к общему ухудшению обстановки в сфере европейской безопасности и к провалу политики США.

Расширение связей со странами Южного Кавказа - экономически конкурируя с Россией - было бы затруднено из-за особенностей географии и истории.

Снижение российского влияния в Центральной Азии было бы делом весьма трудноосуществимым и, возможно, дорогостоящим. Более активное вовлечение вряд ли значительно «растянуло» бы экономические ресурсы России и, вероятно, стало бы делом непропорционально дорогостоящим для Соединенных Штатов.

Резкая смена расстановки сил в Приднестровье и изгнание российских войск из региона стали бы ударами по престижу России, но для Москвы это также сэкономило бы деньги и, вполне возможно, привело бы к дополнительным расходам для Соединенных Штатов и их союзников.

Как видим, всё, о чем говорится выше, на наших глазах в последнее время реализуется в той или иной степени в реальности. С определенной долей вероятности можно предполагать, что именно в этом направлении и действуют представители американских властей.

Украина, Сирия, Белоруссия, армяно-азербайджанский конфликт, теперь уже и события в Центральной Азии (Киргизия, возможно и Таджикистан) – следствия потуг в этом направлении.

КОМУ ВЫГОДЕН АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ?

В ближайшее время можно ожидать большую активность и в Приднестровье.

Также надо отметить, что эксперты RAND при высоких издержках оценивают высокие выгоды лишь по действиям в Украине и Белоруссии, умеренные выгоды в Сирии, и низкие на Южном Кавказе, в Центральной Азии и Приднестровье.

Новая стратегия США нацелена на то, чтобы заставить Россию отказаться от планов укрепления позиций на перспективных внешних направлениях (Ближний и Средний Восток, Арктика, Дальний Восток), концентрируя ограниченные ресурсы на поддержании стабильности в своем ближайшем окружении и нейтрализуя конфликты с ключевыми в экономическом плане партнерами.

Действуя в этом направлении, США рискует подорвать собственные интересы. В чем это может выражаться?

Коронавирус – катализатор трансформации мирового порядка

Разрушая стабильность экономического рынка и гарантий свободного экономического оборота, а также легитимность правовых и институциональных систем, подрывается доверие государственных и корпоративных элит, в том числе и российских, которые вынуждены переориентироваться на внутренние ресурсы и новые экономические отношения. В этом смысле будет усиливаться евразийская интеграция с формированием новых политико-правовых и институциональных систем, со своими региональными платежно-инвестиционными системами, защищаемыми от внешнего воздействии и технологических сбоев. А учитывая бурные темпы развития технологий (в том числе в сфере интернет и коммуникаций), эти процессы будут более стремительными и безболезненными для вновь создающихся региональных систем.

Разрушение устоявшихся мировых отношений (в политике и экономике) ведет к хаосу, который в любом случае будет преодолен, но уже на новом технологическом уровне. И большой вопрос, где в этой новой действительности будут сами Соединенные штаты.

Антон Лесоруб