Тема городской аэромобильности и летающих автомобилей переполнена эмоциями, инновациями и пока не генерирует ни копейки прибыли. Поэтому понятен интерес инвесторов к вопросу о перспективности вложения средств в это эмоционально-инновационное пространство. На прошедшем в начале октября виртуальном общем собрании в рамках инициативы Revolution.Aero докладчики из Up Partners, Uber, CitiGroup, DiamondStream Partners и BAE Systems излучали оптимизм. Можно вкладывать в отрасль, говорили они, так как даже несмотря на ожидаемые миром потери от COVID-19, аэротакси являются весьма перспективным делом. Однако стоит придерживаться стратегии “второй мыши”.
Уайатт Смит (Wyatt Smith), руководитель отдела развития бизнеса Uber уверен, что развитие городов продолжится и в них будет осуществляться большая часть мировой торговли. “Конечно, люди переосмысливают, где они предпочитают жить и работать, но устойчивость роста городов в качестве более широкого макротренда к урбанизации будет сохраняться”, - сказал Смит и добавил, что доступность аэротакси для горожан будет определяться стоимостью пассажиро-мили. Конкуренция с традиционной авиацией начинается с цены 6 долларов. Этого ориентира планируется достичь при запуске программы Uber Elevate в конце 2023 года. Ближе к 2030 году тарифы могут стать намного более конкурентоспособными.
Аналитик CitiGroup в области аэрокосмической и оборонной промышленности в Европе Паван Дасвани (Pavan Daswani) считает, что цель стоимости пассажиро-мили в 2-6 долларов актуальна для пилотируемых воздушных судов, а беспилотные летательные аппараты позволят заметно снизить планку. С тем, что стоимость пассажиро-мили была одним из ключевых факторов роста коммерческой авиации последние 50 лет согласен и Дин Донован (Dean Donovan) из DiamondStream Partners.
Дин Донован и Паван Дасвани сходятся по вопросу изменения структуры поездок на работу и обратно с развитием аэромобильности. Возможно городские перевозки объединятся с региональной авиацией и со временем увеличится число пассажиров, предпочитающих 15-минутные полёты двухчасовым поездкам в пригородных поездах. Не говоря уже о времени, которое пассажиры традиционных автомобилей могут потерять в “любимых” всеми пробках. Это желание сэкономить время за счёт полёта эксперты назвали скрытым спросом.
Вернёмся к мышам и инвестициям. Почти все знают про мышей две основные фразы “мыши кололись, плакали, но продолжали жрать кактус” и “мыши, станьте ёжиками”. Но озвученная выше стратегия второй мыши совсем про другое. Если в мягкой форме, то инвестору предлагается быть осторожным и вдумчивым, не гнаться за призрачными перспективами больших прибылей, а сосредоточиться на вложении в надёжные, пусть и менее доходные предприятия. Продавец лопат по этой методике выглядит предпочтительнее золотоискателя. В менее заумном виде эта мудрость звучит как “Бесплатный сыр из мышеловки достаётся второй мыши”. Но если столь недвусмысленное напутствие получают инвесторы, как правило вкладывающие средства более чем в один актив, то какой вывод должны сделать стартаперы, на 100% погружающиеся в один конкретный бизнес? Как говорится, “не только лишь все” из них пересекут финишную черту. Билл Шухле (Bill Schuhle) из BAE Systems считает, что прорвутся только 10 из 170.
Материалы сайта Flying Cars