Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня поговорим про один известный коллектив, который любого рок-меломана вряд ли оставит равнодушным - King Crimson. Причем кто-то от такой музыки будет в восторге и продолжит восторгаться дальше, а кто-то назовет это набором бессвязных звуков и будет долго плеваться. Я слышал разные мнения. О вкусах не спорят, и правильно, что нет единого мнения о музыке, иначе она была бы однообразной и шаблонной. Но кто бы что ни говорил, а я считаю данный коллектив апофеозом британского рок-авангарда. Такую музыку, колоритно вобравшую в себя элементы арт-рока, джаз-рока, прогрессив-рока, симфо-рока, нью-вэйва, электроники, невозможно не полюбить. Но вот кто бы что ни говорил, вряд ли меня сможет кто-либо переспорить в том, что при всем творческом многообразии эта коллективная работа в области рок-искусства. Не соглашусь! King Crimson является проектом одного человека, всецело отвечавшего как за направления, так и за штат музыкантов на всем протяжении существования, и этим человеком является Роберт Фрипп. И это при том, что за пределами группы сольное творчество, как и многочисленные проекты Роберта имеют мало общего с концепцией группы.
Давать оценки Фриппу я не вправе, да и не должен, думаю, что музыкальные критики и обозреватели, равно как и биограф группы Сид Смит, всецело ответили на вопросы, что за персоной является Фрипп. А мы с вами в традиционной манере исследуем вопрос, на чем выходили и продолжают выходить альбомы группы. Ровным счетом, начиная с 1969 года и по сегодняшний момент группа выпустила "чертову дюжину" студийных альбомов (да, все правильно, ровно 13), неимоверное количество сборников, еще более неимоверное количество всевозможных концертов. За более чем полвека 13 альбомов не так уж много, но зато каких. Лучше меньше да лучше! Но дело в другом: группа, не имеющая с 1969 по 1974 года постоянного состава, за этот период выпустила 7 альбомов, т.е. чуть больше половины от общего числа, а дальше в музыкальном среде принято именовать периодами возрождения группы - 1981-1984, 1994-2003, и далее. Последний студийный альбом датирован 2003 годом, т.е. прошло 17 лет, и главный картежник за столом - Роберт Фрипп - не спешит объявлять о 14-м. Может оно и к лучшему, потому что слишком большой разрыв между альбомами редко когда приводит к положительному результату.
Вместе с тем, как я сказал в начале, Фрипп сотоварищи не слонялись по забегаловкам в надежде одним перстом благословить, а другим - собрать на пинту пива, нет, каждый из них трудился в других командах или занимался сольным творчеством с, я бы сказал, академическим запалом. Может быть поэтому, главный академик, даже внешне соответствующий этому имиджу преподавателя (частично, он им и являлся, давая уроки игры на гитаре адептам, с которыми потом создал коллектив под названием Robert Fripp & The League Of Crafty Guitarists) - Роберт Фрипп - всегда находил чем увлечь слушателя в рамках его базового проекта.
Как и у любой команды, у Малинового Короля (название, придуманное автором текстов на первых альбомах Питером Синфилдом, знакомого многим по сотрудничеству с Emerson, Lake & Palmer, и означающее, со слов Фриппа, синоним демона Вельзевула в англизированной форме арабского понятия Бил Сабаб, т.е. человек целеустремленный, что больше соответствует характеру самого Фриппа) есть своя предыстория. Она уходит корнями в август 1967 года, когда встретились трое парней - братья Питер и Майкл Джайлзы, игравших в разных местечковых командах с часто повторяющимися и заимствующими друг у друга названиями типа Johnny King and the Raiders и Dave Anthony and the Rebels, подробнее читать здесь), и Роберт Фрипп, игравший с 1964 года в группе The League of Gentlemen (название которой он впоследствии возродит для отдельного проекта, подробнее читать здесь). Трио получило название по названию фамилий каждого из участников - Giles, Giles and Fripp.
В таком составе группа с 1967 по 1968 год записала некоторое количество демо-записей (впоследствии изданных в 2001 году под названием The Brondesbury Tapes в CD-версии с 21 композицией и на виниле - с 13-ю композициями в 2001 году на лейбле Tenth Planet и 16-ю композициями в 2018 году на лейбле Tiger Bay в Англии), а с февраля по май 1968 года был записан один единственный лонгплей под названием The Cheerful Insanity Of Giles, Giles And Fripp, представлявший собой смесь поп-психоделик рока с элементами джаза. Большой популярностью, до взлета King Crimson, пластинка, как и два сингла "One In A Million" и "Thursday Morning" успехом на то время не пользовались. Альбом вышел на лейбле Deram в моно и стерео-форматах в Англии, Канаде и США в сентябре 1968 года, затем неоднократно переиздавался на виниле в Японии в 1970-х-1980-х годах (об этом лейбле более подробно рассказывалось в статье про группу Ten Years After). Первые пресса на сегодня наверняка стоят больших денег в хорошем состоянии, но я лично пластинок живьем никогда не видел. Кстати, примерно к выходу альбома, может чуть позднее, к группе присоединился саксофонист, также уверенно чувствующий себя за игрой на акустической гитаре, флейте, клавишных, Ян Макдональд, игру которого можно всецело оценить больше на сборнике The Brondesbury Tapes (на лонгплее его нет среди авторов и участников), где он числится автором ряда композиций и играет на перечисленных инструментах во многих композициях, а также поет. Этот инструменталист вместе с Фриппом и Майклом Джайлзом в итоге, после провальных продаж альбома, пришли ко мнению о создании принципиально нового бэнда с другим звучанием, в результате в промежутке между ноябрем 1968 и январем 1969 года родился King Crimson (по крайней мере, первая репетиция состоялась не позднее 13 января 1969 года, а в феврале музыканты дали свой первый концерт, затем повторенный 5 июля в лондонском Гайд-парке, на фактически траурном концерте в память о скоропостижно скончавшемся 3 июля 1969 г. основателе The Rolling Stones Брайане Джонсе).
(отрывок выступления King Crimson в Гайд-парке, Лондон, 5 июля 1969 г., звучит композиция "21st Century Schizoid Man")
Чтобы не перечислять все составы, задействованные в группе в период с 1968 по 1974 года, считающийся классическим с точки зрения музыкальных идей и исполнений, выше в галерее перечислены все составы с информацией о том, какой музыкант на каких инструментах играл. Но все же стоит отметить сходство политики Фриппа с политикой того же Ричи Блэкмора из Rainbow, который был главным звеном в команде и очень часто менял составы. Так как история не имеет сослагательного наклонения, сейчас, спустя полвека, легко рассуждать о правильности или неправильности выбранного Фриппом пути по отношению к штату группы, вместе с тем этот период характеризуется шедевральным прог/джаз-роком, подарившего мировым слушателям мировую музыку.
С другой стороны, Фрипп несомненно был диктатором, о чем и свидетельствует частая смена составов. Тот же Макдональд, хоть и приглашался после дебютного альбома к записи некоторых композиций, предпочел дистанцироваться от Фриппа, и рок-слушателям он известен, скорее, как участник американо-британской группы Foreigner. При этом он вместе с Питером Джайлзом записал в рамках совместного проекта McDonald & Giles любопытный альбом с одноименным названием, вышедшего в начале января 1971 года. Также он участвовал, помимо Foreigner, в записях альбомов Стива Хэкетта, Джона Уэттона, а в 2002 году основал совместно с различными экс-участниками King Crimson проект под названием 21st Century Schizoid Band, хотя они исполняют композиции оригинальной группы. Это что-то типа Creedence Clearwater Revisited )). Другие экс-музыканты тоже не остались без дел, к примеру, Боз Баррелл, который после участия в King Crimson 1971-1972 гг. ушел в Bad Company, или Грег Лэйк, сделавшего карьеру в супергруппе Emerson, Lake & Palmer, или барабанщик Билл Бруфорд, который дольше всех продержался на своем посту (известен по участию в таких командах как UK, Genesis, YES, Earthworks), или, к примеру, Джон Уэттон, известный по участию в командах Family и супергруппе Asia. Фактически для многих King Crimson был стартовой площадкой, для того же Яна Уоллеса, отметившегося среди таких музыкантов и коллективов как Боб Дилан, Эрик Клэптон, Элвин Ли и Ten Years After, Рой Орбисон, Procol Harum и многие другие.
Альбомы первого периода 1968-1974 годов выходили на двух главных лейблах, специализирующихся на качественной музыке: в Европе это был Island Records, известный рок-слушателям по Emerson, Lake & Palmer, Free, Jethro Tull, Traffic, Spooky Tooth и т.п. В Японии, США, Канаде и большинстве остальных американских стран выпускающим лейблом был Atlantic (Led Zeppelin, Foreigner, YES т.д.). Первые три альбома как с музыкальной, так и с художественной точек зрения, я бы сказал, уникальны, и это заслуга, помимо Роберта Фриппа, еще и Питера Синфилда. Если саунд представляют собой практически выполненные с академической точностью пьесы, в которых на слушателя выплескивалась смесь прогрессив-рока, импровизационного джаза и классических зарисовок, то тексты далеки от зефирных и любовных, Синфилд обыгрывает в стихах противостояние, войны, высмеивает потребительский образ жизни и тому подобное (что, впрочем, характерно для такого бунтарского направления как рок).
Лапа кошачья, коготь стальной
Нейрохирург кричит: «Где больной?!»
В ад паранойи дверь нам откроет
Кто? - Двадцать первого века шизоид.
Всех за колючку
Кровь на шнуре
Политиканам смерть на костре
Девственность выжечь напалмом устроит
Кто? - Двадцать первого века шизоид.
(стихотворный перевод композиции "21st Century Schizoid Man" с дебютного альбома, ссылка на перевод)
Поэтические тексты отсылают нас и к историческим событиям, к примеру, третья часть композиции "Lizard" с одноименного альбома 1970 года Battle of Glass Tears рассказывает про эпизод гражданской войны в Англии 1640-1660 гг.:
Своей дырявой мантией
ночь кутает прибрежные луга.
Вдоль сломанных плугов, колес без спиц
Крадется старый лунный луч.
Дыханьем греют руки часовые,
На копья опершись, чей вид колюч,
И на восток уставившись, как на врага.
Обожжены мечтой.
Их подтянул
И нервы натянул животный страх.
Туманный плат зари лежит на них.
Могучих армий формируются ряды, зашевелились на холмах:
Кто сплюнул с губ овес, проклятия восходу на устах других.
Пехота, конница… кто первым смерть найдет?
Все маршируют ровными шеренгами вперед.
(поэтический перевод, ссылка)
Одна из песен с альбома Lizard так и вообще была посвящена распаду The Beatles, и в злом юморе относительно ливерпульской четверки Синфилд явно не стеснялся. "Битлы" также изображены вокруг латинской буквы I в слове Crimson на лицевой стороне обложки. Любопытно, что с уходом Синфилда тексты стал сочинять Ричард Палмер (по альбом Starless and Bible Black (1974), знакомого рок-слушателям по участию в команде Supertramp (на дебютном альбоме), при этом если стихотворная составляющая оставалась на уровне, художественное оформление альбомов было сведено в итоге к минимализму, характерному в особенности для периода 1980-х годов.
Тем не менее, самый первый альбом, вышедший 10 октября 1969 года - In the Court of the Crimson King (An Observation by King Crimson), считается знаковым в мире рок-музыки, и был признан критиками как главный альбом, закрывающий бурные 1960-е года. Ладно критики, этот альбом произвел впечатление на Ричи Блэкмора и Стива Хэкетта, одних из признанных классиков хард и прог-рока (соответственно), и к их мнению стоит прислушаться. А испуганная пухлая краснощекая мордашка, выполненная художником Барри Годбером, является одной из самых узнаваемых обложек в среде поклонников рока. Кто знает, если бы Годбер не ушел в мир иной в 1970 году, каковыми были бы последующие обложки команды?
По количеству выпущенных изданий дебютный альбом и занимает первое место среди всех остальных. Причем, дабы не повторяться ниже, характерные признаки, присущие изданиям этого альбома, применимы и для следующих альбомов, прежде всего речь идет о юбилейных выпусках и ремастированных переизданиях. Среди юбилейных, они же коллекционные издания, прежде всего отличились японцы, и в основном на CD, здесь же уместно отметить, насколько по оформлению виниловые издания уступают CD-изданиям. Далее, замечу, что гонятся за редкими первопрессами виниловых пластинок я бы не стал, главное, приобрести любое из изданий ведущих стран, и этого будет достаточно. В моей коллекции, которые насчитывают только 7 первых альбомов, в основном переиздания 1977-1987 годов, когда альбомы переиздавались на лейблах Polydor и E.G. Records (включая Editions EG).
Как свидетельствует сайт discogs.com, некоторые штатовские, японские и канадские издания вышли с текстурированной обложкой (непонятно, речь идет только о лицевой стороне или и о внутреннем развороте тоже? В любом случае мне такие издания никогда не попадались). Зато я бы не отказался приобрести новозеландские издания, три первых альбома там вышли на знаменитом "сверле" (напомню, это оригинальный "пятак" лейбла Vertigo). Также стоит отметить, что несмотря на то, что альбом изначально вышел с разворотом, существует и сингл-конверты, к примеру, среди израильских, венесуэльских, бразильских.
С учетом доказавшего свою музыкально-художественную оригинальность, в 50-летний юбилей, помимо традиционных двойных винилов, вышло лимитированное, тиражом всего в 50 (!) копий, пронумерованное издание дебютника в серии Unicef Blue Vinyl, организованное Детским фондом ООН (UNICEF). Особенность данного издания заключается в специальной голограмме, наклеенной в правом верхнем углу. Всего было выпущено 16 альбомов разных групп и исполнителей. Получить данный винил можно только путем осуществления пожертвования в данный фонд. Однако, преследуя благие намерения, обладатели данного лимита в данный момент изгаляются ценами, прося за подобные издания от 500 до 15 000 евро (самая крупная сумма принадлежит альбому Дэвида Боуи The Next Day, что составляет 1,4 млн. руб. по нынешнему курсу). Это обратная сторона коллекционирования, к сожалению. Впрочем, описываемая пластинка предлагается за 1 379 евро (125 тысяч руб.).
Несколько слов о японских изданиях. Я их в своих статьях обычно обхожу стороной по причине того, что все они стандартные в плане качества записи и комплектации, но в данном случае интерес представляют две вещи. Первая - как определить первый и последующий пресса для фанатов японских диск-гигантов? Все просто, по специальном полоске Obi, как это представлено на картинке выше. Существуют 4-е и 5-е пресса, но это уже явно переиздание последующих годов, но как я сказал, King Crimson достаточно слушать на обычной хорошей массе, а здесь любой японец будет "банзаем"! Эти же особенности характерны и для второго альбома In The Wake Of Poseidon (1970).
Далее, в 40-летний юбилей японцы (как и европейцы) выпустили ряд CD-изданий (винилу здесь похвастать, к сожалению, нечем), включая формат DVD-Audio с многоканальным (5.1) звуком. Существуют три версии таких изданий: 2 CD, CD+DVD и 5 CD+DVD. Последнее является самым навороченным с точки зрения оформления и комплектации: диски располагаются в коробке 12х12 дюймов, внутри две цветные булавки с рисунком с оригинальной обложки, несколько фотографий, двухсторонняя перепечатка оригинальной обложки, 2 черно-белых оттиска промо-фото в конверте. Список композиций представляют собой различные миксы и бонус-треки, концерт в Гайд-парке 5 июля 1969 г. (кусок видео с него представлен в начале статьи), полный список представлен здесь.
Наконец, 23 октября 2020 года (!!) выходит очередное издание в формате бокс-сета под названием Complete 1969 Recordings, состоящее из 26 дисков (20 CD, 2 DVD, 4 Blu-Ray). Издание будет представлять собой коробку винилового формата, куда будут вкладываться все 26 дисков, широкоформатный буклет и иная атрибутика. Из аннотации к сборнику: "Полная история аудио одного из самых важных дебютных альбомов всех времен на 26 дисках в коробочном наборе. Включает в себя новый микс Dolby Atmos от Стивена Уилсона, 6 компакт-дисков с сессионным материалом на CD и Blu-Ray (полностью микшированный Дэвидом Синглтоном), еще один диск с недавно скомпилированным студийным материалом, оригинальный студийный альбом, все известные альтернативные варианты, все известные миксы, все известные живые записи и подборка записей до Crimson 1968 года", т.е. записи Giles, Giles & Fripp.
Надо сказать, что серия King Crimson 40th Anniversary Series для последующих после дебютника альбомов не всегда была аутентичной, так, к примеру, в 2010 годах в Японии, США и Европе такие CD-издания вышли в формате только CD+DVD. Ну, а непосредственно второй альбом In The Wake Of Poseidon увидел свет 15 мая 1970 года. Единственный альбом в моей коллекции, которые имеет косвенное отношение к первому изданию (скандинавскому). В ведущих странах издания раскрывались и лицевая сторона обложки была текстурированной. Из отличий: канадские издания, которые не разворачивались, комплектовались односторонней вкладкой с текстами песен, а в новозеландском издании картинки на развороте были поменяны местами (см. здесь)
Альбом представляет собой концептуальную пьесу, что находит подтверждение и в художественном оформлении обложки, где представлены лица людей и существ, взаимосвязанных с четырьмя мировыми стихиями (земля, вода, воздух, огонь). Наиболее поразительной с точки зрения восприятия является трех актовая композиция "Дьявольский треугольник" ("The Devil's Triangle"). Это любопытное произведение, облаченное в классическую оркестровую оболочку, конечно же, не является первопроходцем среди подобных композиций, так как смешивать рок и классику стала годом ранее группа Deep Purple (вспомним знаменитый "Апрель"). Вместе с тем композиция инспирирована первой частью симфонической сюиты Густава Холста "Планеты" - "Марс, вестник войны". Очень завораживающе!
Третий студийный альбом Lizard вышел в декабре 1970 года. Из особенностей изданий: новозеландское издание вышло на "сверле", где пластинка вкладывалась в разворот справа, "пятаки" канадских изданий лейбла Atlantic были красного цвета, а разворот черно-белого цвета, в отличие от остальных изданий. Некоторые немецкие и нидерландские издания вышли на лейбле Stateside. Как и на предыдущем альбоме, данная работа содержит композицию-пьесу с одноименным названием, состоящую из четырех актов и повествующая о принце Руперте (реальный исторический персонаж, Руперт Пфальцский, лидер роялистов времен Гражданской войны в Англии 1640-1660 гг.).
Четвертый студийный альбом Islands, вышедший в декабре 1971 года, был последним, где автором стихов числился Питер Синфилд. Из особенностей изданий: европейские и японские вышли в сингл-конверте и с разворачивающейся вкладкой с текстами песен и рисунками (я ее еще называю 4-х страничная вкладка), канадские и штатовские издания, наоборот, выходили с разворотом и повторяли рисунок с вкладки, при этом в канадско-штатовских изданиях вкладка отсутствовала, так как текст песен был напечатан на развороте. С аналогичными как у канадских и штатовских изданий вышли обложки в Венесуэле, Аргентине и ЮАР. Хотя поздние издания, в том числе в Штатах, имеют одинаковый с японо-европейскими обложками рисунок, который, кстати, изображает Тройную туманность в созвездии Стрельца.
Пятый студийный альбом Larks’ Tongues in Aspic вышел в свет в марте 1973 года. Из особенностей изданий: японские, канадские, штатовские и ряд европейских изданий комплектовались односторонней вкладкой с текстами песен, при этом английская вкладка была двух типов: традиционная и с отрезанными уголками. Самый необычный альбом с точки зрения названия - "Заливное из язычков жаворонков". Вероятно, было придумано перкуссионистом Джейми Мьюиром, что вполне соответствует его нонконформистскому духу (достаточно взглянуть на его усики и поведениt на сцене во время исполнения, выглядит где-то даже забавно). Композиции наполовину состоят из инструментальных вещей. В рамках серии King Crimson 40th Anniversary Series японцы в этот раз выпустили издание в формате двух бокс-сетов на 15 дисков (13 CD, 1 DVD, 1 Blu-Ray), в комплектацию входили 36-страничный буклет, точная копия оригинального конверта альбома, индивидуальные открытки участников группы, репродукция афиши турне по Великобритании, репродукция корешка с билетами на концерт в Лондонском театре Радуга, копии миниатюрных наклеек, лист с копиями миниатюрных полосок OBI (для понимания покупателем первоочередности японских прессов). Одним словом, сплошная макулатура для тех, кто не понимает японские иероглифы ))
В 1974 году выходят два последних альбома первого этапа в творчестве King Crimson - в марте Starless and Bible Black, в ноябре - Red. Starless and Bible Black, что дословно можно перевести как "Беззвездие и тьма египетская", инспирировано радиопьесой валлийского литератора Дилана Томаса "Под сенью молочного леса", вышел в ведущих странах с разворотом (в сингл-конвертах вышли только уругвайское, турецкое, бразильское и венесуэльское издания) и комплектовался односторонней вкладкой с текстами песен. В свою очередь альбом Red вышел абсолютно пустой (без разворота и вкладок), хотя встречается любопытное бразильское издание с текстурированной обложкой, возможно фейк (см. здесь). Видел в Интернете мнения, что это чуть ли не самый гениальный альбом первого периода творчества, где хитрые рок-слушатели наверное имеют ввиду содержательность композиций и отсутствие экспериментальных импровизаций. Хм, возможно, мне этот альбом также интересен, как и все остальные, за счет тематик наваждения, обыгрывающихся в таких композициях как "Red" и "One More Nightmare". А отличает его от предыдущих работ просто ярко выраженный гитарный саунд. Хотя композиция "Starless"легко нивелирует рассуждения рокером об импровизациях.
Отыграв в июне 1974 года концерт в Нью-Джерси, США, в результате чего увидела свет вторая концертная, после Earthbound, пластинка, Роберт Фрипп берет тайм-аут для собирания мыслей в голове и ударяется в активное личное творчество, чтобы найти там свой путь понимания музыкального развития. А может все было банально проще, к примеру, решение свернуть проект Giles, Giles & Fripp было вызвано неудовлетворенностью поступившим гонораром от авторских отчислений, а мы знаем как лейблы кладут себе в карман, почему альбом Red и стал последним альбомом, выпущенным на Island Records. Но какая бы ни была истинная причина приостановки деятельности группы, перерыв занял ровно 7 лет, до 1981 года.
Можно долго петь оды и дифирамбы творчеству этой замечательной самобытной группе, но подводя итоги с точки зрения музыкального ощущения, не могу не отметить, что хоть командовал в группе гитарист Фрипп, но партии гитары, не важно, электрической или акустической, на альбомах 1968-1974 годов (помимо Red) сведены на роль второго плана. Нет, это не означает, что их не слышно, это означает выведение на первый план своеобразного оркестра, состоящего из работы саксофона, скрипки, флейты, но прежде всего клавишных зарисовок (на альбомах King Crimson очень живо применялся меллотрон марки Mark II), и очень важно понимать такую музыку не просто как джаз-прог-рок или авангард-рок, но именно как академический прог-рок. Интерлюдии, импровизации составляют значительную часть в композициях группы данного периода.
Что ж, первая часть обзора подошла к концу, всем спасибо за внимание. Во второй части мы продолжим рассказ про творчество этой замечательной команды, начиная с 1980-х годов.
Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких.
При написании статьи использован следующие источники:
1. https://bournemouthbeatboom.wordpress.com/robert-fripp/
2. https://www.rollingstone.com/music/music-features/king-crimson-interview-writing-21st-century-schizoid-man-891600/
3. www. discogs.com
Читать вторую часть
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.
-------------------
Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр