Найти в Дзене
Смотритель.Кино

Объяснение фильма «Довод»: концепция, отсылки, теории и факты

Оглавление

Решил написать объяснение фильма «Довод» — философско-шпионской фантастики на тему путешествий во времени от именитого режиссера Кристофера Нолана («Интерстеллар», «Начало», трилогия «Темный рыцарь»).

Простым и доступным языком рассказываю про общую концепцию «Довода» в формате «вопрос-ответ», делюсь интересными фактами и теориями о фильме. Итак, поехали!

Внимание, в статье много спойлеров! Сначала смотрите «Довод» — потом читайте ;)

Что такое инвертирование и как оно работает?

Инвертирование — это технология, с помощью которой можно отправить любой предмет (или даже человека) в прошлое. Для этого его проводят через специальный временной турникет, который «меняет полярность» частиц — они начинают двигаться не вперед по временной линии, а назад.

В основе технологии инвертирования лежит обратная энтропия. Если коротко, энтропия в термодинамике — это мера беспорядка, хаоса. Она не дает разбитому стакану снова стать целым. Это будет возможно, только если все остальные частицы во Вселенной начнут двигаться в обратном направлении — это и есть обратная энтропия. А инвертирование — способ искусственно ее вызывать.

А теперь самое важное — для инвертированного предмета время продолжает идти вперед. Проще всего это объяснить на человеке, потому что у него есть сознание, в отличие от неодушевленных предметов.

Инвертированный человек с точки зрения своего восприятия идет вперед — но для всего остального мира (включая зрителей фильма) это выглядит так, словно он пятится назад. Это происходит, потому что вместе со всеми частицами тела инвертировалось и его сознание.

С инвертированными пулями то же самое — если бы они могли воспринимать действительность, то были бы на 100% уверены, что вылетают из дула пистолета, а не «втягиваются» обратно из стен, как это кажется со стороны. Инвертированный карандаш, вдруг запрыгнувший на стол, с точки зрения карандаша упал со стола и т. д.

И последнее — инвертирование работает в обе стороны. Если инвертированную вещь инвертировать снова, время для нее «синхронизируется» с окружающим миром и перестанет отматываться назад.

Можно ли с помощью инвертирования вернуться на столетия назад?

Для неодушевленных предметов это возможно, если они достаточно долговечны — по идее, так в прошлое были отправлены временные турникеты, которые используют герои для инвертирования. Но в случае с человеком это не сработает — «нолановская» машина времени слишком медленная.

Дело в том, что инвертированные предметы продолжают стареть, двигаясь назад во времени. Это происходит, потому что время для них все еще идет вперед — инвертированная пуля со временем заржавеет, инвертированный человек когда-нибудь умрет от старости.

Например, чтобы вернуться назад на 10 лет, человеку придется буквально прожить эти годы в состоянии инверсии. Такое «путешествие» длиной 100 или 200 лет он попросту не переживет — ни физически, ни психически.

Почему инвертированные люди носят маски?

Дело в обратной энтропии, о которой я писал выше. Из-за нее физические процессы при взаимодействии инвертированных и «обычных» частиц протекают не так, как обычно. Например, там, где энергия должна выделяться, она поглощается.

Что касается масок — для дыхания инвертированному человеку требуется такой же инвертированный воздух. Все дело в кислороде — попадая в организм, он расщепляется, и выделяется энергия для клеток. Но если это инвертированный организм, то энергия наоборот, поглощается. Поэтому нужны маски с запасом инвертированного воздуха.

А что с «замораживающими» взрывами?

В фильме есть эпизод, где злодей Андрей Сатор поджигает разбитую машину Протагониста, бросив инвертированную зажигалку. Это приводит необычному взрыву, эпицентр которого замерзает — и герою удается спастись.

Здесь работает принцип обратной энтропии, ведь взрыв — это выделение большого количества энергии. Соответственно, инвертированный взрыв — это поглощение энергии, то есть заморозка. Его эпицентр оказался покрыт льдом, и Протагониста успели спасти товарищи до того, как он замерз.

Что происходит с ранами от инвертированных пуль?

По сюжету антагонист Андрей Сатор, находясь в инверсии, стреляет в свою жену Кейт. Раненую инвертированной пулей девушку можно спасти, только проведя через турникет и отправившись в прошлое до того момента, пока она не исцелится.

-2

Как я понял, рана от инвертированной пули — необычная. Она имеет что-то вроде своего «отпечатка» из-за обратной радиации, которой её облучили. Инвертировав раненого инвертированной пулей человека, его можно спасти.

Лично для меня этот момент в фильме один из самых спорных и трудных для понимания. Чтобы разобраться, я действовал от обратного — если раненого обычной пулей человека пропустить через турникет, это никак ему не поможет, так как время для него продолжит идти вперед. Следовательно, ранение инвертированной пулей должно исцелиться.

Как разобраться, где в фильме время течет прямо, в где – в обратном направлении?

В «Доводе» пропущен ряд моментов, когда герои проходят через временные турникеты. Вероятно, это сделано намеренно, чтобы запутать зрителя. Вместо прямых ответов фильм дает намеки и знаки, которые нужно уметь читать.

Самая очевидная подсказка для зрителя — это «ненормальное» поведение окружения. Движение задом наперед, как при отмотке видеозаписи, восстанавливающиеся стены и целые здания. Об инверсии можно судить по наличию маски.

Следующая подсказка — цвет. Красный в фильме означает прямой ход времени, синий — обратный, то есть инверсию. Выбор не случаен, ближайшая аналогия в физике — красное (длинноволновое) и синее (коротковолновое) смещение, возникающее под действием эффекта Доплера.

Яркий пример «цветовой маркировки» в фильме — сцена с красной и синей комнатами. Сам эпизод не случаен — это отсылка к мысленному эксперименту с демоном Максвелла, в конце которого сосуд разделяется на холодную (синюю) и горячую (красную) секции в обход закона термодинамики об энтропии.

Цветовые подсказки не всегда очевидны. Когда в Кейт стреляют в синей комнате, она одета в красное платье — это «пасхалка» для зрителей, дающая понять, что девушка «синхронизирована» с обычным ходом времени, в отличие от инвертированного Андрея Сатора.

В конце фильма во время операции с «темпоральными клещами» в Стальске-12 Красная команда движется вперед во времени, а Синяя — назад. Это один из самых сложных отрезков фильма, где нужно быть крайне внимательным, чтобы разобраться во всех событиях и состыковать их между собой.

Еще одну подсказку нельзя увидеть, но можно услышать — музыка в эпизодах с обратным ходом времени проигрывается задом наперед. Также на инверсию косвенно намекают следы от пуль и трещины на стеклах.

Что такое Tenet и как это относится к фильму?

Tenet — это оригинальное название фильма. Оно переводится с английского как «принцип, догмат» и играет важную роль в понимании всей картины.

Слово tenet — палиндром. Оно одинаково читается слева направо и наоборот. Кстати, слово «Довод» из русского дубляжа тоже палиндром. Так вот, палиндромы отлично иллюстрируют основную концепцию «Довода» о том, что время может идти как вперед, так и назад.

Кроме того, слово tenet — древнелатинское. Оно входит в известную фразу-палиндром SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS, датированную 79 годом до н. э.

Немецкий журналист Курт Керам (настоящая фамилия — Марек) перевел эту фразу как «Великий сеятель помогает работе/Вся работа великого сеятеля в его руках». По сути, это описывает сюжет фильма — Протагонист помогает организации «Довод» в спасении мира и одновременно является ее основателем.

Слова из фразы Sator, заключенные в квадрат, одинаково читаются по горизонтали в вертикали (фото: nwuscc.org)
Слова из фразы Sator, заключенные в квадрат, одинаково читаются по горизонтали в вертикали (фото: nwuscc.org)

А теперь самое интересное — в «Доводе» можно найти упоминания всех пяти слов:

  • SATOR — фамилия злодея фильма (Андрей Сатор).
  • APERO — фамилия художника, автора копий картин Франсиско Гойи.
  • TENET — название тайной организации в фильме.
  • OPERA — события фильма связаны с Киевской оперой.
  • ROTAS — так в кино называется компания Андрея Сатора.

Практически весь фильм так или иначе связан со словами из этой загадочной фразы. Иногда символизм картины просто повергает в шок.

Например, в конце «Довода» у двух команд есть всего 10 минут, чтобы спасти мир. Если подробнее, у Красной команды есть (ten) минут, а у инвертированной Синей команды (net) минут. Вместе получается вездесущее ten(net).

Почему у главного героя нет имени?

Главный герой «Довода» — единственный важный для сюжета персонаж, к которому ни разу не обращаются по имени. Даже в титрах он указан как Протагонист — так обобщенно называют центральное действующее лицо произведения. Зрителю не дают о нем практически никакой информации — ни прошлого, ни каких-либо отличительных черт характера.

Чего добивался Нолан, поставив Протагониста во главу сюжета «Довода», сказать трудно. Возможно, этим он решил лишний раз подчеркнуть — герои в фильме не важны, не нужно тратить время, разбираясь в их историях.

В то же время само слово «протагонист» имеет античные корни, как и tenet. Не исключено, что это очередной намек режиссера на загадочную формулу Sator из пяти слов-палиндромов, которая играет важную роль в сюжете фильма.

Кто такой Нил, которого сыграл Роберт Паттинсон?

Нил — член организации «Довод», завербованный Протагонистом в будущем и отправленный в прошлое, чтобы помочь ему спасти мир — но об этом мы узнаем только в самом конце фильма.

-5

Нил подозрительно осведомлен о временных парадоксах и знает много личных вещей о Протагонисте, потому что уже был знаком с ним в будущем. Вместе они являются частью сложной временной петли, созданной для того, чтобы не допустить запуск «Алгоритма».

В финале «Довода» герой Роберта Паттинсона умирает, защищая Протагониста от выстрела, о чем говорит повязанный красный шнурок. Перед этим Нил сообщает главному герою, что они еще узнают друг друга в будущем.

Есть теория, что Нил — это повзрослевший Макс, сын Кейт и Андрея Сатора. У него с мальчиком одинаковый цвет волос и элитное образование, связь с Протагонистом, а имена Maximillian и Neil частично являются анаграммами. Ну этой теории есть слабое место — чтобы вырасти и вернуться в прошлое к моменту событий фильма, Нил должен был много лет провести в инверсии, что очень сложно.

Что такое «Алгоритм» и откуда он взялся?

«Алгоритм» — это механизм, который способен инвертировать не только отдельные предметы, а как минимум всю планету. Его придумала женщина-ученый из будущего, после чего из опасений разделила на девять частей и отправила в прошлое, чтобы никто не смог им воспользоваться.

После этого когда-то в будущем случилась глобальная экологическая катастрофа. Вымирающее человечество решилось на отчаянный шаг — отыскать «Алгоритм» через подкупленное доверенное лицо в прошлом (им становится Андрей Сатор), активировать его и «отмотать» время назад, дав себе шанс начать все заново. В этом кроется самая шаткая часть сюжета «Довода».

Решив запустить «Алгоритм», люди будущего неизбежно столкнутся с парадоксом убитого дедушки — если убить своего дедушку в прошлом, то не родишься, а в этом случае некому будет убить дедушку в прошлом. Фактически, люди будущего сами не знают, удастся ли план с «Алгоритмом» — или его запуск убьет их и все человечество. Единственное оправдание их намерений — отчаяние.

Непонятно, как должен работать «Алгоритм». Если это что-то вроде бомбы, то способен ли он запуститься повторно? Если нет, то как в этом случае остановить инверсию? Знают ли люди будущего, когда дела на планете пошли не так, чтобы через Андрея Сатора поставить «временной таймер», который сработает в «Алгоритме» в нужный момент инверсии планеты? Ответов на эти вопросы в фильме я так и не нашел.

Если у вас есть свои вопросы, версии и теории о событиях и законах вселенной «Довода», вы хотите дополнить или опровергнуть написанное в статье — оставляйте комментарии, будем разбираться вместе!

Понравилась статья? Поддержи лайком и ПОДПИСЫВАЙСЯ на канал, чтобы не пропустить следующую!

Следи за лентой в Instagram, там тоже много интересного!