Как у меня терпения на собак хватает, точнее — на диковатых бездомышей. И почему мне не лень.
Меня нет-нет, да и спрашивают люди, как мои знакомые, так и не очень знакомые, а то и вовсе незнакомые — "Как у вас/тебя терпения на собак хватает? Я бы не выдержал/выдержала". Другие и вовсе говорят: "Забей, всех все равно не спасешь".
Да, всех не спасешь. Но, если можешь спасти одного, так что — не спасать что-ли, только потому, что всех все равно не спасешь? Если так рассуждать, то ведь и жить вредно — от этого, говорят, умирают. Не жить что-ли теперь из-за этого? И пусть я в данный конкретный момент могу помочь всего лишь кому-то одному, я это сделаю. Сделаю, а не просто буду хотеть помочь.
Спасти одного — сделать мир пусть на микроскопическую капельку, но чуть-чуть лучше. И капелька эта, хоть и мизерная, но она — реальная, не призрачная.
А терпения мне хватает. Хватило его мне и на то, чтобы полтора года носиться за собакой, чтобы поймать. Все, кто был в самом начале, уже давно махнули рукой на Динку — ну, не ловится, и все тут — пусть бегает, как бегает. А уж кто ее только не пытался в свое время поймать (некоторые по моей просьбе, некоторые по собственному почину) — и частные ловцы, и муниципальные, и не ловцы вовсе ее тоже пробовали ловить — и клеткой-ловушкой, и петлей, и сеткой, и с помощью седатива, и дротиками с наркозом. Не ловилась, хоть тресни, хоть наизнанку вывернись.
Хватило мне терпения и Дашку, которая жила под полом, ловить в течение пяти месяцев (кто хочет понять, почему — вот ссылка). И да, Дашка — это дочь той самой собаки, за которой я более полутора лет носилась.
Это — два самых ярких случая. Про такие "мелочи жизни", как потеряшки и подобрыши на передержке, я вообще не говорю. По сравнению с Динкой и Дашкой — это обыденно, просто, рутинно и неэнергозатратно.
Так что терпения мне хватает — его у меня вагон. Даже не так — состав + вагон. А вот времени мне зачастую не хватает. Его количество/объем, к сожалению, не зависят от ресурсов моего организма.
А откуда у меня "стока терпения?" — поработайте учителями, и у вас оно появится. Или не появится.
Учителю без терпения — никак
Приведу несколько примеров из практики. Ярких, наглядных. И, слава богу, встречающихся не каждый день, но так закаляющих характер, силу воли и вырабатывающих терпение, что бухгалтер и статистик обзавидуются. Но прежде — небольшое предисловие к главе, чтобы было понятно.
По образованию я — биолог, и образование получала в те достославные времена, когда еще не было бакалавриата и магистратуры, так что я и бакалавр, и магистр, и специалист в одном лице. Специальность у меня "биология", специализация — "педагогика". Хотя, не совсем так: два года я проходила специализацию на кафедре генетики и цитологии, потом перешла на кафедру педагогики. В дипломе же написана как основная специализация — "педагогика", поскольку диплом я защищала на этой кафедре.
И, как специалист-педагог я после окончания универа работала в школе. Квалификационная категория — высшая.
Терпение, терпение и еще раз терпение
1. "Моя твою не понимай"
Первый год работы в школе. Вторая смена. Шестые и седьмые классы. По мнению многих учителей — самый сложный возраст: это вам не начальная школа, когда дети к учителю относятся в какой-то степени с пиететом даже и слушаются потому, что "надо" и "так правильно", но еще и не старшее звено, когда уже есть (оговорюсь — не у всех) понимание того, почему и зачем "надо".
В одном из шестых классов учился Рачик, армянин. У папы, мамы, старшего брата — высшее образование. Прекрасные люди. Отлично говорят по русски. А Рачик вот не такой. А учиться "надо". Учителя уже на него махнули рукой: русский плохо понимает, как ему объяснить, если он язык не понимает толком? — "сидит на уроке, что-то в тетради пишет, рисует, на простейший вопрос ответит — ставь смело тройку — ему в ВУЗ не поступать".
Так все бы хорошо, но... — но ребенку-то на уроке скучно, он же не понимает (!) и он находит сам себе занятие — начинает веселить класс, переключать внимание на себя. И это у него отлично получалось.
Не поверите — я временами рыдала в учительской из-за этого Рачика. И порой мне его придушить хотелось (не, не, не — сдержалась — жив, и даже в ВУЗ поступил в свое время).
Не поленилась — договорилась с его родителями о серьезном разговоре о сыне. В результате узнала, что Рачик в возрасте 5 лет попал под КамАЗ. Чудом жив остался. В течение двух лет ему было сделано несколько операций, в том числе и три на головном мозге. В первый класс пошел почти в 9 лет.
Вопрос: почему об этом в школе никто не знал, даже классный руководитель этого 6 "Г"? — про этого ребенка мне сказали лишь то, что "он из семьи армян, они приехали в Россию в прошлом году".
Индивидуальный подход, коррекционные методики — и в 11 классе Рачик сдал биологию на 5. Потом в мед. институт поступил.
2. "Они — сильные и здоровые. Почти все будут ДПС-никами"
Это я в лицее милиции при ГУ МВД работала. В каждой параллели было по три класса с литерами "А", "Б" и "В". Зам. директора по учебной части охарактеризовала мне классы так:
- "А" — умные, сильные, здоровые. Элита. Некоторые поступят в высшую школу милиции, некоторые на юрфак, некоторые в МИД;
- "Б" — сильные, здоровые, умные. Но не такие умные, как "А". Большинство в высшую школу милиции поступит, кто-то на кинологов будет учиться, на криминалистов...;
- "В" — сильные и здоровые. Выше младшего офицерского состава не прыгнут. В основном — будущие ДПС-ники.
Согласитесь, сильные и здоровые в милиции-полиции всегда нужны.
На вопрос о функциях скелета один из курсантов 9 "В" мне ответил — "размножение" (курирующий офицер, услышав такой ответ, катался по стенке).
Первое время дети из 9 "В" удивлялись, почему я с них требую знания — с них никто этого не требует. На мой вопрос "Почему?" — они ответили, что их все учителя в лицее тупыми считают. В ответ услышали:
Принесите мне справку, что вы "тупые" — и я от вас отстану. У меня пока ни на кого из вас справки с диагнозом "олигофрения" или каким другим подобным — нет.
В четвертой четверти 9 "В" решил, что они все поголовно будут сдавать экзамен по биологии. На мой вопрос "Почему?" они ответили, что биология единственный предмет, не считая физкультуры, который они понимают.
Сдали все на 4 и 5 баллов. Комиссия была в шоке — такого от "дебилов" из 9 "В" никто не ожидал.
3. "Подготовь двоечников-девятиклассников к экзамену по биологии"
Об этом меня попросила мама, она в школе русский и литературу преподавала. У этих двоечников хорошие оценки только по литературе и русскому были. Еще по физкультуре.
Русский — обязательный экзамен. Литературу они уже выбрали, и нужен был еще один экзамен из тех, что на выбор.
Я: Но почему биология? Других предметов что-ли нет? Пусть физику сдают, пацанам как-то ближе. Или историю, географию...
Мама: У них по ним тоже двойки-тройки.
Я: У них биологию Евсеев преподает — думаешь, если он не смог научить, я чему-то смогу? (Евсеев — учитель от Бога, я сама у него в свое время училась).
Мама: Они его не понимают.
Я: Ага, а меня — поймут.
Мама: Они будут рады, даже если на три сдадут.
А до экзамена оставалось меньше месяца...
Сдали ребята экзамен на 5. Оба. Прыгали до потолка. И поверили в себя. Все остальные экзамены сдали на 4 и 5.
Занимались мы, правда, каждый день.
Приветы и поздравления я от них получаю до сих пор, поздравляют и с днем учителя, хотя оба знают, что я уже давно в школе не работаю и с образованием никак не связана.
4. А вы в курсе, что 11-летний ребенок может упиться водкой?
И не из социально неблагополучной семьи, а вполне из благополучной, раз уж отправили ребенка на море летом (путевки немало стоили).
Было время, когда я каждое лето возила мОлодежь и пОдростков на море. Возраст в основном от 14 до 20 лет. Но иногда попадались и те, кто помладше: 10-11 лет, и даже 7-8.
— Марина Викторовна, Марина Викторовна. Там Вовке плохо!
— Что плохо? Температура, упал, тошнит, что?
— Он водки напился — вот ему и плохо.
Приносят на руках в палату 11-летнего Вовку. Бледный, глаза закрыты. А врач, который, если что детям должен первую помощь оказывать, сам пьян, как быстро выяснилось.
Вот тут-то мне и пригодилось мое второе образование — ветеринарное (ветеринаром я никогда не работала).
Первую и последующую необходимую помощь оказали. Сидели с пацаненком до 5 утра, пока он не заснул уже нормальным, здоровым сном. А к утру и врач протрезвел и мы благополучно передали Вовку на дальнейшее лечение ему.
И вот всяких таких случаев было немало. Дети, когда хотят проверить учителя "на вшивость", что только не творят. Достаточно вспомнить "Ералаш" с Геннадием Хазановым в главной роли.
Бывало и двоечников "превращала" в хорошистов и отличников, и из полиции детей вытаскивала, куда их "заарестовали" за то, что они на кустик пописали (дело было за границей).
Много что бывало. И поверьте, "тупых" детей и детей "дебилов", которые "дикие и злые как собачата", гораздо сложней "скорректировать", нежели реальных собак. Так что терпения у меня хватает.