Привет! На связи BOOK.OWSKI
Коллеги, а вы хоть раз размышляли на тему того, почему у кого-то жизнь складывается самым лёгким и удачным образом, а кому-то приходится ежедневно преодолевать десятки препятствий и прикладывать титанические усилия, чтобы хоть как-то быть "на плаву"?
Если такой вопрос вас когда-то посещал, в сегодняшнем книжном обзоре попытаемся на него ответить. Оцениваем работу Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры: почему одним всё, а другим ничего».
Прежде всего, интерес представляет концепция книги: автор рассматривает успех, как смесь из череды случайностей (!), трудолюбия, таланта и везения (!). То, что автор не отрицает роли удачи и везения в истории успешных людей, делает книгу в корне непохожей на все эти "ура-мотивационные" издания, которые только и говорят о том, что «всё зависит от нас».
Гладуэлл, впрочем, и не склонен абсолютизировать значение Фортуны в становлении успешной личности.
Основной посыл — на успешность судьбы влияют огромное количество факторов, среди которых не только ваши навыки, профессиональные качества, но, также и то, в какой семье, в какой стране и даже в какое время вы появились на свет.
Утверждать, что человек успешен исключительно благодаря только своим свойствам характера (или ума) — не совсем верно по Малькольму Гладуэллу. Вместе с тем, объяснять успешность индивида только одной удачей или везением — тоже ошибочно. Необходим комплексный взгляд.
Изучая феномен людей, которые достигли высот, автор начинает поиски закономерностей на примере детских хоккейных школ в Канаде.
«Оказалось, большинство мальчиков, с выдающимися достижениями, рождены в период с января по май»
Вместе с тем, Гладуэлл находит гораздо меньшее количество успешных юных хоккеистов, которые были бы рождены с июня по декабрь. Как объяснить эту закономерность? Совершенно очевидно, что месяц рождения никак не влияет на природную целеустремлённость или набор навыков хоккеиста. Тогда что влияет?
В младших хоккейных лигах Канады переход игроков на следующий уровень происходит в начале января. В детстве несколько месяцев разницы в возрасте играют очень заметную роль. Когда начинаются тренировки в детских командах, те, кто родился в начале года, кажутся более крупными, обладающими лучшей координацией движений и в целом более перспективными, чем их одногодки, родившиеся на несколько месяцев позже.
Как результат, с более старшими детьми тренерский штаб работает интенсивнее; таких детей чаще выпускают на лёд. Таким образом, "старший" игрок получает шанс добиться лучшего уровня игры, чем его более юные сверстники. И шанс этот дан не особой целеустремлённостью или специфическими навыками, а удачным стечением обстоятельств — датой рождения.
Об успехе «The Beatles»
"Правильная" дата рождения позволяет юным хоккеистам проводить больше времени на льду. Значит к моменту перехода ребенка в юношескую и потом старшую лиги, у него будет значительно больше наигранных часов, чем у более юных одногодок. Малькольм Гладуэлл усматривает в этом реальное конкурентное преимущество, которое способно оказать влияние на всю дальнейшую судьбу. В подтверждение своих выводов, автор на примере музыкальных коллективов рассматривает взаимосвязь между количеством часов практики и успешностью коллектива.
Хорошо подготовленные любители посвящают музыке 1500 - 2000 часов занятий. Будущие учителя музыки занимаются около 4000 часов. Профессионалы — в районе 8000 часов. И только те, кто будет уделять своему хобби более 10000 часов практики — имеет реальный шанс достичь выдающихся успехов. В подтверждение своих выводов Гладуэлл приводит группу «The Beatles». Лишь люди, которые изучали биографию этого легендарного коллектива, знают, что прежде чем стать популярными, «Битлы» наработали более 10000 часов практики без всякого намёка на мировой успех.
Об успехе Билла Гейтса
Однако и даже наличие большого объёма практики не гарантирует того, что вы станете новым Биллом Гейтсом. Кстати, о Гейтсе. Анализируя историю успеха основателя Microsoft, автор приходит к выводу, что последний имел возможность реализовать свой интерес к современным технологиям благодаря тому, что родители его отдали в частную школу.
Эта частная школа первой в Америке приобрела единственный в то время в США компьютер, операционная система которого работала не на основе устаревающих перфокарт, а с использованием технологий программного кодирования. То есть уже в начале 60-х годов Гейтс имел уникальную возможность программировать на компьютере принципиально новой архитектуры. 99,99 % американских школьников объективно не имели такой технической возможности.
Таким образом, к моменту, когда операционные системы на основе программного кода стали повседневным явлением во многих школах, Гейтс уже успел обрести солидную практическую компетенцию в вопросах программирования. Однако, не будь у родителей Билла денег на частную школу, или отдай они его в любую другую, — вероятно, мы так никогда и не узнали бы имени творца Microsoft.
И вот здесь сработали те самые «правильные» обстоятельства.
Помимо способностей, обстоятельств, затраченного времени и усилий вероятность достижения успеха следует рассматривать и в более широком историческом контексте. Если взять 75 богатейших людей за всю историю человечества, то выяснится, что каждый пятый из них относится к одному и тому же поколению одной и той же страны. Здесь Гладуэлл в качестве примера приводит США в отрезке с 1830 по 1840 годы. Именно в это время и в этой стране рождаются богатейшие люди планеты: Джон Рокфеллер, Джей Гулд, Эндрю Карнеги и ещё с десяток мультимиллионеров, фамилии которых нам известны до сих пор.
Сходную закономерность можно отметить и для поколения первооткрывателей рынка высоких технологий: Пол Аллен (Microsoft) родился в 1953 году, Билл Джой (Sun Microsystems) – в 1954-м, Билл Гейтс (Microsoft) и Стив Джобс (Apple) – в 1955-м, а Стив Баллмер (Microsoft) – в 1956-м.
Почему китайцы так хороши в математике?
Этим вопросом Гладуэлл также задаётся на страницах своей книги.
По мнению автора, всему виной...рис!
Европейская цивилизация в качестве основного хозяйственного продукта питания использовала пшеницу. Назовём, таким образом, европейцев "цивилизацией пшеницы". Основным продовольственным товаром, и в современном и в древнем Китае, являлся рис. Назовём китайцев представителями "цивилизации риса".
Так вот для того, чтобы вырастить рис необходимо приложить гораздо больше усилий в плане посева, ухода, орошения и сбора, чем в случае с пшеницей. Грубо говоря, для того, чтобы получить урожай риса, за участком нужно ухаживать постоянно, каждый день. "Цивилизация пшеницы", в то же время, не знала таких сложностей: в апреле засеял — в августе собрал. Кроме того, не стоит забывать, что в Европе за сезон успевают собрать урожай, как правило, один раз. В Китае это может быть и два, и даже три раза за сезон.
Занимаясь выращиванием риса на протяжении тысячелетий, китайцы на генном уровне впитали усидчивость, способность к монотонной и сконцентрированной работе над какой-то конкретной задачей. Это именно те качества, которые требуются специалисту при изучении любой точной науки, и математики, как одной из них. Не будет ошибочным сказать, что социально-исторически к более глубокому изучению математики скорее склонен китаец, нежели европеец.
Основные идеи книги
- Модели достижения успеха, которые для нас привычны — верны лишь наполовину;
- Нельзя игнорировать роль везения и стечения обстоятельств, ровно как и приписывать им чрезмерное значение;
- Нельзя игнорировать роль личностных качеств, ровно как и приписывать им чрезмерное значение;
- Люди, достигшие вершины мастерства в каком-либо ремесле, потратили 10 000 часов на его изучение;
- Для того, чтобы добиться успеха нужен сообразительный ум. При этом ум не является решающим фактором достижения целей;
- Семья и происхождение в целом формируют навык практического применения способностей и оказывают сильное воздействие на продвижение к успеху;
- Ваше культурное и этническое происхождение влияют на то, как вы налаживаете отношения с людьми, как реагируете в конфликтной или кризисной ситуации;
- Влияние культуры сохраняется и после того, как вы уедете из родных мест;
- Традиции ведения сельского хозяйства формируют способность к концентрации внимания, отношение к обучению и работе даже через поколения после того, как ее представители покинули свои поля и пастбища.
В заключение
Вам очень сильно повезло, если в ваших руках находится книга Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Её однозначно стоит читать всем, кто только собирается или уже находится на пути достижения своих основных жизненных целей. Работа Гладуэлла приводит сознание читающего в идеальное равновесие в вопросах понимания роли везения и личных качеств человека. На страницах книги эти понятия не противопоставляются, а рассматриваются, как стороны одной и той же медали.
Хотим отметить, что в рамках данного обзора нами были рассмотрены лишь некоторые примеры закономерностей в истории успешных судеб. В самой книге их гораздо больше. Стоит сказать, что огромное количество реальных исторических и научных фактов заставляют работу Малькольма Гладуэлла качественно отличаться от всего прочего нон-фикшена, который в последнее время наводнил книжные лавки.
Это хорошо написанная книга и она достойна вашего внимания.
____________________________________
Коллеги, мы стремимся делать качественный и полезный контент.
Если вам понравилась статья, лайк и подписка — приветствуются,
не сложно же :)