Найти в Дзене
Классическая музыка

Сотворение музыки Гайдном

Лучшее и самое новаторское произведение Й. Гайдна – «Сотворение мира»

Давно у нас не было чего-то монументального и масштабного. Как насчет того, чтобы провести этот вечер за прослушиванием оратории «Сотворение мира» Й. Гайдна? Отличное произведение, которое, возможно, изменит ваше отношение к классическому композитору в лучшую сторону.

Итальянский поэт Джузеппе Карпани писал, что по словам Гайдна, когда тот услышал музыку Генделя в Лондоне, – он был настолько впечатлен ею, что вернулся к своим занятиям музыкой, будто ничего не знал до того времени. Действительно, во время первой поездки в Лондон, сильное впечатление на композитора произвела масштабная музыка Генделя. Особенно тот факт, что произведения уже умершего композитора находились в центре общественного интереса и активно поддерживались королевской семьей. Публику того времени завлекало великолепие хоров из ораторий Генделя, которые пробуждали идею «возвышенного» в бесчисленных широко открытых глазах и ушах. В случае Гайдна, этот опыт быстро стал источником художественного вдохновения.

Музыкальное оформление повествования о Сотворении, кажется, вызывало у Гайдна глубокую внутреннюю связь: целый набор зарисовок, сохранившихся в музыкальной коллекции Австрийской национальной библиотеки, свидетельствует о том, какие усилия он вложил в композицию. В «Сотворении мира» глубокое благочестие Гайдна сочетается с философией эпохи Просвещения. Влияние последнего на либретто проявляется, например, в том факте, что рассказ о Сотворении здесь заканчивается перед грехопадением. У Гайдна нет первородного греха, и Рай – лучший из всех возможных миров. Конечно, автор оглядывается не только в прошлое, например, на масонство, которое в то время переживало не лучший период из-за политических ограничений, а на то, что само по себе было «актом творения». Он установил новый тип оратории, который должен был иметь решающее значение для его собственного произведения – «Времена года», а затем и для всего XIX века.

Новаторским стало то, что Гайдн здесь окончательно порвал с господством арии, которое законсервировалось в Германии и Австрии через традиции итальянской оперной оратории. Гайдн придает большее значение хоровым партиям. Ключевыми элементами, обеспечившими успех «Сотворения мира», были описательные фрагменты природы, а также яркое человеческое музыкальное воплощение Адама и Евы.

Послушать и скачать в хорошем качестве композиции можно в нашем телеграм-канале https://t.me/classmus