Lesson 18. Must and should
I. Hello, my dear students! This is our eighteenth lesson of the course 'Elementary English Elementary'.Today we continue learning modal verbs. But first, as usually, I'm giving you the key to the exercise from lesson 17. Привет, мои дорогие ученики! Это наш восемнадцатый урок курса "Базовый английский элементарно". Сегодня мы продолжим изучать модальные глаголы. Но сначала, как обычно, правильный вид письменного упражнения из 17-го урока.
1. You're speaking too quietly. I can't hear you.
2. Have you seen my glasses? I can't find them.
3. Susan got the job because she can speak four languages.
4. I wanted to talk to John yesterday, but I couldn't find him.
5. Rachel doesn't know what to do. She can't decide.
6. Kate couldn't go to the concert yesterday. She was ill.
7. Could you wait a moment, please?
II. And now let's begin. А теперь начнём. Вернее, продолжим. Следующим модальным глаголом будет must и его приятель should. Оба они обозначают понятие «должен», но с разной степенью обязательности выполнения. Когда мы говорим: 'It's an amazing film – you must see it!' (Это восхитительный фильм –ты должен его увидеть!), то подразумеваем настоятельную рекомендацию, совет –обязательно посмотреть понравившийся нам самим фильм в ближайшее время кому-то ещё, как правило, очень близкому нам человеку. А вот если, например, какой-то фильм понравился нам, но «не так, чтобы очень», то мы уже скажем немного по-другому: 'It's a good film. You should see it.' Означать это будет практически то же самое, только фильм уже будет не amazing, а просто good, а вместо must мы как раз и употребим глагол should, что означает, «тебе следовало бы, стоило бы посмотреть этот фильм».
Вот ещё несколько предложений такого типа.
I'm very thirsty. I must drink something.
У меня сильная жажда. Я должен что-нибудь выпить.
It's hot today. You should drink something cool.
Сегодня жарко. Тебе надо бы выпить что-нибудь прохладное.
We have an exam next week. We must study harder.
У нас экзамен на следующей неделе. Мы должны заниматься усерднее.
Steve doesn't study enough. He should study harder.
Стив занимается не достаточно (много). Ему следует заниматься больше (труднее).
В приведённых только что примерах я показал вам, чем различаются эти два глагола. А теперь поговорим о том, что между ними общего, кроме близкого значения. Прежде всего, грамматические свойства. Не забудьте, что оба они модальные. Стало быть, в отрицательных предложениях они, так же, как и глагол can, о котором мы с вами говорили на прошлом уроке, не будут нуждаться в дополнительном грамматическом глаголе, и мы сможем прибавлять к ним самим частицу not, если нам нужно построить с одним из них отрицательное предложение. Но вот тут возникает довольно любопытный момент. В отрицательных предложениях у этих глаголов появляются дополнительные оттенки смысла, которых нет в утвердительных. Например, глагол mustn't будет означать, что делать что-либо запрещено, нельзя, либо нежелательно, а глагол shouldn't– что это делать нехорошо, неприлично, вредно. То есть, глаголы must и should означают близкие по смыслу действия, просто глагол must «сильнее», чем should.
You mustn't touch pictures in the gallery.
Нельзя трогать картины в галерее (запрещено).
You shouldn't watchTV so much.
Тебе не следует смотреть телевизор так много (вредно).
А вот в вопросительных предложениях эти глаголы почти не употребляются. Если же вы где-то услышите вопросительное предложение с should, то, скорее всего, он будет употреблён в другом значении.
И ещё одно общее место у двух этих глаголов. Чаще всего они употребляются тогда, когда кто-то высказывает собственное мнение. Поэтому предложения с этими глаголами может предварять оборот I think (я думаю) или I don't think (я не думаю):
I think Ann should buy some new clothes.
Я думаю, Анне следует купить новую одежду.
I don't think we should goyet. It's too early.
Я не думаю, что нам следует уходить. Ещё слишком рано.
Также довольно часто предложения с глаголом should предваряет вопросительная конструкция Do you think...?
В этом случае мы, скорее, спрашиваем чьего-то совета, нежели даём свой:
Do you think I should buy these shoes?
Как ты думаешь, мне купить эти туфли?
III. И теперь упражнение. В этом уроке оно почти такое же, как в предыдущем, только must/mustn't и should/shouldn't я уже расставил. Вам осталось только расставить смысловые глаголы в предложения – по смыслу. И поскольку вы уже не один раз в наших уроках делали подобное упражнение, то и подсказывать вам, как его делать, я смысла не вижу.
Exercise 1.
eat meet wash win forget lose go watch
1. Mary is a very interesting person. You must ______ her.
2. These papers are very important. You mustn't ________ them.
3. Tomorrow is very important game for us. We must _______.
4. I'm very hungry. I must _______ something.
5. You mustn't _________ to turn off the light before you go.
6. When you play tennis you should ________ the ball.
7. If you're tired, you should _________ to bed.
8. Your hands are dirty. You must _______ them.
И как всегда в конце урока — словарь.
IV. DICTIONARY
amazing – восхитительный
early – рано
enough – достаточно
exam – экзамен
gallery – галерея
hard – усердно (дословно, трудно)
light – свет
picture – картина
shoes – туфли, обувь
study – учиться, заниматься
(to be) thirsty – испытывать жажду
touch –трогать, прикасаться
And so, our lesson is finished. It's time to say 'good bye'.