В поисках прекрасной обыденности
У многих Турция ассоциируется исключительно с шоппинг-туризмом и отельно-пляжным отдыхом в лучших традициях турецкой недвижимости (когда люди лежат 2 недели у бассейна и не двигаются). При этом туристические потоки омывают в основном побережье. Все 4 побережья. Но каких-то 100 км вглубь страны и там - самая обычная Турция, где самая обычная жизнь и самые обычные люди, для которых туристы - существа позабавнее летающего ежа.
Турецкая провинция живёт как привыкла, как может, не пытаясь казаться кем-то или произвести впечатление на кого-то. Быт в нетуристических городках и сёлах простой, но настоящий, как любовь к кофечаю и Ататюрку.
Для знакомства с прекрасной обыденностью мы приехали в городок Одемиш/ Ödemiş Измирской губернии. Мои впечатления оказались богаче, чем бюджет города, но беднее, чем его история.
Кирпичный город-мышЪ
Обогащением истории этой области в поте лица занимались древние хетты, фригийцы, персы, греки, римляне, пока пришедшие на эти земли в 14 веке турки не положили конец этому мультикультурному пинг-понгу. Это если говорить об области Одемиш в целом. Сам же город Одемиш берёт своё начало с 15 века, когда племя Отамиш устало кочевать и осело здесь, в плодородной долине. То, что начиналось как поселение на 27 домов, к началу 20-го века выросло до 15 тысяч человек.
Первое долгоиграющее впечатление: современный Одемиш - это город-мышЪ. Такой же неприметный, скромный, невзрачный, заурядный. Сразу при въезде в глаза бросаются голые кирпичные стены домов тут и там. Бросаются незаметно, но скопом, как соринки в ветреную погоду, и чувствуются в глазах, как бревна:
Это даже можно считать, своего рода, тестом на перфекционизм: если вы в принципе замечаете подобное, вам хочется перестроить дом, покрасить прораба или погладить его по голове кирпичом - поздравляю, вы из наших, из перфекционистов!
Согласитесь, удивительно, что турки, очень внимательные к мелочам внутри дома (вспомните все эти их разноцветные подушечки, светильнички, свечи, фоточки в рамочках, цветочки в горшочках, вазочки, фигурки, картинки и прочие безделушки в интерьере), настолько слепы к деталям вне их дома. Ну, разве что могут задрапировать несовершенства растениями. Это красиво, конечно, но Зоркий глаз идеалиста всё равно кровоточит при виде голых стен. Срамота какая!
В какой-то момент вообще хромой рысью пробежала идея, что, возможно, кирпичи настолько хорошие, что рука просто не поднимается их закрашивать или, не дай бох, штукатурить. Естественную красоту нельзя портить никакой косметикой!
Вообще времена нынче такие, что лучшей косметикой для города становится выражением поддержки братского народа. ***Невольно подумалось, а подписался бы так кто из братских славянских народов за Россию?
Блестящая грусть
Правды ради, Одемиш нельзя назвать совсем уж тоскливым: видно, что совесть изредка покусывает муниципалитет города, тот вздрагивает и шевелится, создавая небольшие оазисы культуры и цивилизации. Практическая польза от таких шевелений - напоминать жителям, что на дворе всё же двадцать первый век, а не Великолепный. О чём местные, наверное, вспоминают всё же с сожалением ))
Но в целом эти признаки прогресса выглядят как старательно зачёсанные проплешины, через которые блестит Грусть. У Одемиша с Лукашенко, должно быть, один на двоих кармический стилист.
Но не стоит о печальном! Давайте прогуляемся по городу и попытаемся понять, как здесь выживаютпоживают 75 тысяч местных жителей.
Бездомные тыквы
Пока мы искали парковку на улочках, встретили местного старожила: старик еще держится, в его облике всё еще угадываются черты былой красоты, зажиточности и стати, но великан уже изрядно дряхлый, почти слепой на все окна и посматривает украдкой на ладан.
Турки верят, что жёлтый цвет отпугивает неудачу. Но хозяин этого особняка, видимо, верил недостаточно сильно. Неудачную судьбу дома выдаёт его болезненная желтизна.
Полуслепой старик-добряк приютил бездомные тыквы и дыни (тоже жёлтые!): те спят на пороге, укрытые одеялом, под тихий скрип оконных створок, рассказывающих им истории своей жизни. А справа у дома всю эту компанию сторожит собакен, тоже явно немолодой. В отличие от загорающего рядом на земле симита (турецкого бублика), вислоухому жарко, он сидит в тени, но не жалуется. И соседи тоже не жалуются. Некому и незачем.
А еще дыням снится, как они однажды попадут на исторический базар Араста, где их бережно уложат бок о бок на прилавок, а потом придёт Добрый покупатель, который сперва придирчиво ознакомится со всем пёстрым сочным великолепием, после чего выберет кого-то из них, взвесит в руке, похлопает по упругой аппетитной попке, затем погладит в предвкушении и в итоге заберёт домой навсегда.
В Турции в любом городе все дороги ведут на базар, где можно купить буквально всё. Не бывает ненужных вещей и продуктов: бывает мало фантазии, что вам это нужно! )) На базаре 116 магазинов, а кому не хватило места, продают в сторонке, разложив товар прямо на земле.
Некриминальные нападения
Подумалось, что именно на таких велосипедах в Одемише передвигается Время - неспеша и заезжая в гости ко всем друзьям по пути )) Поболтает, пригубит рюмку крепкого чая и неторопливо дальше едет, побрякивая велосипедным звонком на неровностях мощёных улиц.
А в некоторых закоулках Время спешивается, отказываясь ехать дальше, переодевается в Ностальгию и иногда нападает на сентиментальных прохожих )) Каждый развлекается как может!
Той же тактики придерживается и Милота. Она прячется под видом старых ярких домишек, задача которых притягивать взгляды и вызывать интерес. Остановился кто, прищурился загадочно, и тут же стал жертвой нападения Милоты. Впрочем, делает она это приятно и красиво, оставляя в душе теплоту, а на лице мечтательную улыбку ))
Святая безнадёга
Гуляя по улочкам и умиляясь ярким акцентам, недоумеваешь слегка ощущению лёгкой безнадёги, что ли. Старина явно требует более бережного отношения и большего внимания. И ведь деньги на это должны быть: вся область Одемиш известна своим картофелем (благодаря особо плодородной почве), и является чуть ли не картофельным монополистом всея Турции. Как и во многих странах, картофель в здешней кухне всему голова - наравне с хлебом и рисом. Поэтому непонятно, куда деваются деньги. Испаряются они, что ли, на жаре? В Одемише знойно даже сейчас, в октябре. Места на солнце днём непопулярны.
Местная мечеть Гюрджюзаде за 200+ лет повидала многое. Кроме ремонта.
Зато потолку мечети позавидует любой пол!
И снова внутри красивее, чем снаружи. Я понимаю, что в этом есть философский смысл - Внутренняя красота важнее внешней (как с теми кирпичными домами)! - но опрятность и гигиена не бывают лишними никогда.
Главная мечеть поблизости (построенная в 1702 году и отреставрированная в 1856 году) щеголяет ещё более искусным потолком. Тогда вообще красивое время было!
Архивное добро
Городской архив Одемиша скромно розовеет от удовольствия и от возложенной на него ответственности - презентовать свидетельства исторического прошлого города и хранить память города.
Архив размещается в 2-этажном здании бывшей гостиницы. В 14 тематических комнатах размещено порядка 27 тысяч предметов.
Раньше охраняли они, теперь охраняют их))
Это, к примеру, Обувная комната. Среди прочего, здесь обитают османские сабо налын/nalın, которые носили в хамамах. Подошва с параллельными пластинами (чья высота свидетельствовала о статусе человека) не скользила по мрамору. Бедняки носили обычные деревянные налын, а сабо богачей были украшены узорами из тонкой ажурной серебряной спаянной проволоки (филигрань).
Со времён Второй греко-турецкой войны (греки напали на Турцию в 1919 году и были выпровожены прочь в 1922 году) есть тсару́хья/царухи (τσαρούχια) - национальная обувь греков и, в частности, обувь эвзонов, элитной пехоты греческой армии.
Царухи изготавливали вручную из дерева и толстой свиной кожи красного цвета. На каждый башмак уходит 120 специальных гвоздей, 60 из которых - в подошве. Они обеспечивают характерное цоканье при ходьбе и сабо не скользят. Мыс царух украшен пышным помпоном, в котором раньше прятали заточенное лезвие для обороны. Вес одного башмака может достигать 3 кг.
Есть также Часовая комната. Мой фаворит там - голландские часы-груша. А не то что вам, хихикая, подсказывает фантазия и гусары ))
Здание кажется небольшим, но по коридорам-лабиринтам можно блукать долго. Среди остального - Комната оружия, Комната женской одежды и украшений, предметов быта, Табачная комната, кинозал, Монетная комната, Замочная, комната парикмахера...Работники архива и реставраторы проделали отличную работу в духе Плюшкина и Фиксиков.
Напоследок немного сборной солянки из представлений местных жителей Одемиша о красоте и кинематографе. Хотя сами местные жители едва ли видели всё это здесь. У простых людей обычно более приземлённые интересы и потребности. И это нормально.
В общем, собрание городского Архива - это не Оружейная палата и не Алмазный фонд. Представленным добром никого не удивишь. Ну, разве что какой этнограф-туркофил возбудится немного в области нижней чакры...Архив - это хранилище прошлого, без которого нет будущего. Оно есть всегда и у всех, и у Одемиша тоже. Наверное, оно будет всё с тем же кирпичным оттенком, спящими дынями и обваливающейся штукатуркой, но тихое, мирное и без больших потрясений Большого мира. Такое вот провинциальное счастье))
Ехать в #Одемиш специально не стоит, конечно же.
Но нужно просто помнить, что Турция - это не только море, а турки - это не только пляжные ловеласы и охрипшие базарные торговцы. Провинциальные турки - люди простые, добрые и понятные, потому что им не нужны ваши/наши деньги.
Подписывайтесь на канал Рыжие расСказки, чтобы не пропустить новую порцию образовательно-развлекательного позитива!