Социальные сети уже успели превратиться в настоящий инструмент большой политики. Избирательный процесс вместе с предвыборными кампаниями и гонками кандидатов не стали здесь исключением, а даже наоборот – это настоящее «киберполе» для информационного раздолья и различного рода политических манипуляций. Главное американское событие 2020 года – президентские выборы – уже успело оскандалиться и в этой части: участники предвыборной гонки требуют жесткой регламентации политического поведения в социальных сетях и повышения ответственности самих Интернет-платформ. Но у последних по этому поводу своя позиция...
Как Твиттер Трампа ущемлял
За социальные сети американцы всерьез взялись в мае этого года – тогда нынешний глава Белого дома Дональд Трамп подписал указ о компаниях, управляющих крупнейшими приложениями, чаще всего используемых для политагитаций и сопутствующего им манипулирования. Суть указа сводилась к тому, что генеральному прокурору США Уильяму Барру предписывалось в срочном порядке приступить к работе надзаконодательством, которое позволило бы властям бороться с «обманными» методами работы соцсетей.
По заявлению хозяина овального кабинета, подписанный им указ призван лишить социальные сети правовой защиты, которой они пользуются благодаря Закону о порядочности в СМИ. Данный нормативно-правовой акт освобождает соцсети (за редкими исключениями) от какой-либо юридической ответственности за материалы, публикуемые пользователями. То есть ранее существовала некая неподконтрольность, в ленту пользователей можно было забросать любой агитационкой или иного вида информацией, происхождение, а главное правдивость, фактологическую объективность которой невозможно было проверить.
Больше всего от Трампа досталось Твиттеру, которым сам президент пользуется очень активно, и вообще именно эта соцсеть служит ему верным спутником массового распространения своих молниеносных идей, воплощенных в коротких, но содержательных твиттах. Тем не менее, именно к Твиттеру у главы Белого дома ключевые претензии:
«По мнению президента, в действиях руководства компании видится явная предвзятость: в Твиттере, сказал Трамп, занимают предвзятую позицию, выбирая, какие именно записи должны подвергаться цензуре или попадать в черные списки… Кроме того, то, как компания отбирает твиты, снабжаемые пометкой с фактчекингом, является «неуместным политическим активизмом» [].
Цитата: «Твиттер уже сейчас вмешивается в президентские выборы 2020 года. Они говорят, что мое утверждение о бюллетенях для голосования по почте, которое приведет к массовой коррупции и мошенничеству, является неверным, основываясь на проверке фактов, сделанной фейковыми СМИ – CNN и Amazon Washington Post … Твиттер подавляет свободу слова и я, как президент, этого не допущу!» [] – обрушился Трамп на модераторов Твиттера.
Ответное слово Твиттера: чем ближе выборы, тем беспощаднее ограничения
За три недели до дня выборов самая популярная «политическая» соцсеть Америки объявила о наложении новых ограничений, и прежде всего именно на американских политиков, активистов предвыборных штабов, а также аккаунтов, выступающих с политическими заявлениями или публикующих явно политическую, агитационную информацию.
Хотя достанется теперь и обычным пользователям: так, соцсеть изменяет свой внешний вид, добавляет дополнительные опции, увеличивая тем самым количество времени, которое пользователь должен затратить на ретвит чужого комментария: для этого самого ретвита потребуется дополнительный шаг, призванный побудить пользователей добавлять свои собственные мысли перед публикацией, по факту же – задуматься, стоит ли ретвит выеденного яйца и насколько правдива информация, содержащаяся в оригинальном посте.
Однако больше всего достанется лживым политикам: например, жестко будут ограничиваться попытки ложных вбросов о результатах экзит-полов, преждевременные заявления о победе; Твиттер обещает, например, незамедлительно блокировать призывы к насилию при проведении опросов.
Почему платформа действует настолько решительно? Во-первых, поведение Твиттера стало продолжением изменений, на которые пошел не так давно Facebook, «закрутивший гайки» в отношении тех, кто превращал «фейсбучное» поле в площадку для бесконтрольного политического продвижения и не гнушался откровенно неэтичными методами ведения политической борьбы. Главная проблема всё та же: «фейк ньюс» и язык вражды.
Вторая причина – уверенное перекраивание Твиттера в инструмент манипуляций по принципу «кто первый опубликовал, того и правда». Особенно актуальной эта проблема стала в период регистрации американских избирателей для голосования на президентских выборах 3 ноября. В спину Твиттера «дышит» также избирательное фиаско 2016 года, когда тотальное дезинформирование, ложные новости, противоречивые сообщения о вмешательстве России в выборы из одних и тех же источников подорвали не только доверие к системе голосования, но и ко всему американскому политическому истеблишменту и уже было не важно, кто к какой партии принадлежит. Каждая из противоборствующих сторон использовала соцсети в корыстных целях, не гнушаясь порой самых низкопробных методов.
Однако в этом году, обещает администрация Твиттера, всё будет иначе:
«Твиттер играет решающую роль в защите честности предвыборной дискуссий и прений. Мы призываем всех: кандидатов, партии, новостные агентства и избирателей уважительно пользоваться Твиттером и осознавать коллективную ответственность перед избирателями в обеспечении безопасного, справедливого и законного демократического процесс в ноябре этого года» - говорится в официальном заявлении администрации соцсети.
Такой ход Твиттера означает, что американские политические деятели с более чем 100 000 подписчиков - категория, в которую входит в том числе и президент США Дональд Трамп с его 87 миллионами фолловеров - будут подвергаться «дополнительной верификации, предупреждениям и ограничениям», если обнаружатся факты «распространения ложных сведений». Это, в частности, расширяет существовавшую ранее политику Twitter по борьбе с политической дезинформацией: одним из ее результатов, кстати, стал бан 14 твитов президента Трампа, содержавших ложные заявления о возможностях рассылки избирательных бюллетеней в целях совершения мошеннических манипуляций с результатами голосования. Все эти 14 твиттов доступны для чтения и сегодня, но чтобы их прочесть нужно пройти фильтр предупреждения и внести изменения в настройки сети; при этом «ретвитнуть» ни один из указанных постов невозможно. Республиканцы подобные ограничения воспринимают не иначе как «попытку ограничить политические права и вмешаться в честную предвыборную конкуренцию».
Что можно, что нельзя
Как уже было отмечено выше, самым заметным изменением в Твиттер для обычных пользователей станет замедление процесса быстрого ретвита публикаций других пользователей, особенно страниц, распознанных платформой как «политически активные». Уже в понедельник новые «фильтры» Твиттера вступили в действие: так, платформа ограничивает возможность «ретвитнуть» пост, содержащий данные о результатах голосования или победителе президентской гонки. Вместо репоста пользователи получат возможность «процитировать твит» или опубликовать на своей странице комментарий к публикации, которую хотели бы «ретвитнуть».
При этом, как заявляют в самой компании, возможность репоста всё же сохранится, однако дополнительные шаги-фильтры заставят пользователя задуматься: стоит ли совершать такое множество новых манипуляций для банального ретвита и вообще заслуживает ли сама информация траты времени на «шеринг». Одним словом, Твиттер хочет заставить пользователей задуматься перед репостом чужих твиттов, а не бездумно делиться фейком с другими пользователями.
Мурад Абдуллаев,
Майами, США