Найти тему
History for dummies

Христианство и ислам. Причины Крестовых походов. Халифат. 1ч.

В залитую кровью пески святой земли, рыцарские стяги готовых принять смерть за веру, имена Саладина и Ричарда Львиное Сердце, Дамаск, Акра, Иерусалим, AVE MARIA, DEUS VULT.

Крестовые походы не только во многом сформировали средние века в том виде, в котором мы их себе представляем, но также именно они создали образ противоборство двух миров, западного христианского и ближневосточного мира ислама. Могучего неразрешимого противоречия двух вер и двух культур, но насколько ли на самом деле этот образ соответствует реальности? Давайте разбираться!

Я хочу поговорить о крестоносном мифе, потому что этот исторический миф один из самых популярных для всевозможных спекуляций. Давайте разберемся, действительно ли суть крестовых походов заключалась в эпическом баттле христианство versus ислам, и даже если так действительно ли это было закономерно, и к этому существовали все предпосылки. Ну и заодно просто поговорим о том, как так вообще вышло, что на протяжении практически 200 лет на Ближнем Востоке непрерывно лилась кровь во имя господа.

-2

В голове человека, который вообще никогда не занимался историей, крестоносцы представляются такими ребятами, которые во имя своих религиозных убеждений или если вы более циничны, жаждой наживы, решили завоевать Иерусалим и все его окрестности. Тем более что их выселяли враждебные христианскому миру – мусульмане, которых типа не жалко, потому что они и так однозначные враги.

Заявляю, что все это грубое упрощение. Начнем с дурацкого убеждения, что мир ислама был очень враждебным всему христианству, но,

  • во-первых, единого мира ислама в одиннадцатом веке, когда европейцы поплыли в Иерусалим, просто не существовало.

Обратимся к истории самого мусульманства. Официально считается, что оно было основано в 610 году пророком Мухаммедом, записавшим открытые ему как, считается Аллахом откровения в текст Корана. При жизни он занимался тем, что обращал в новую правильную веру язычников, а в 632 году завоевал город своего рождения Мекку, сделав ее столицей новой молодой и готовой к свершениям религию аравийского племени арабов.

Радостно все подхватили новую религию, тем более что она делала легитимным желание завоевывать все и вся. Арабские мудрецы и толкователи священного текста делили, мир на две очень удобные части. Дом мир и дом войны, первая территория — это территория где исповедуют ислам - правильную веру, а мир войны — это все остальные земли, где веру исповедует неправильную. А значит надо как можно скорее принести им правильную веру, чтобы все эти дурочки и живущие не по тем религиозным законом не попали в какое-нибудь неправильное место после смерти. Ну и так далее, в общем. Делали доброе и благородное дело, которое, кстати, действительно многими так и воспринималось. Распространялся ислам отнюдь не только посредством завоеваний, тем более что у современных исследователей есть все основания предполагать, что некоторые люди, которые принимали ислам или христианство, в те годы не то чтобы видели, прям супер существенную между ними разницу. Впрочем, завоевания были, конечно, важным процессом первых веков. После смерти Мухаммеда его последователи основали халифат, по сути, теократической империю, начавшую стремительно расползаться по всему Ближнему Востоку. И тут можно сказать, новая молодая агрессивная империя с новой религией, захватила Иерусалим как бы чем не причина для крестовых походов.

-3

Начнем с того, что к 11 веку идея священной войны в исламе вообще сильно утратила свою популярность. Все дело в том, что в мусульманстве есть как бы два понятия. Большой джихад и малый. Вот большой это конечно война, но это война с собственной греховной натурой, война, которая происходит внутри тебя. Всякое там совершенствование, духовность и так далее. А малый джихад это как раз таки священная война с неверными и хотя в первые лет 150 такая война действительно шла очень активно, а халифат расширялся. В итоге ислам достиг некоего лимита расширение. Раньше считалось, что его распространение остановили сражения в Византии или победа Карла Мартелла в битве при Пуатье, но это не так. Мне лично кажется более вероятным, что некоторые внутренние сложности и структурные проблемы халифата большей степени повлияли на то, что исламская экспансия остановилась. Но, так или иначе, факт остается фактом, уже к середине 8 века ислам устаканился в неких существовавших теперь границах.

  • Во-вторых, к одиннадцатому веку халифат уже был не торт и никакого единого фронта ислама естественно не существовало. Проблемы начались еще в 661 году, когда последний праведный халиф, двоюродный брат пророка умер. В результате гражданской войны к власти придет династия омейядов, которое будет править халифатом до середины 8 века. Что гораздо важнее в ходе этой гражданской войны и от основного течения ислама откололась секты чуваков, которые считались что омейяды не имеют право править, потому что законным наследником халифата могут быть только потомки пророка, а точнее потомки собственно того самого халифа и его жены. И эти ребята стали впоследствии известны как Шииты. Забавно то, что в итоге крупнейший религиозный раскол в исламском мире, начался с обычного политического вопроса. Как бы то ни было ислам как религия больше цельным не будет никогда.
-4

В 8 веке омейядов сменят аббасиды, которые построят город Багдад и сделают этот город своей новой столицей, окончательно сдвинув центр крупнейшего исламского государства подальше от так называемой святой земли, которая теперь, в общем-то, будет представлять эдакую периферию и пограничную зону. Тем более, было что и кого разграничивать.

В 8 веке независимыми от халифов станут мавры, исламские правители в Испании и западно-северной Африке. А в 10 веке наконец появится мощное шиитское государства, династия фатимидов, которая захватит власть над самыми сочными кусками северной Африки, покорив Египет, Сирию и временно Ливан. Навсегда определив себя как вечных врагов аббасидов.

Тогда же на исторической арене и в суннитском углу ринга появятся турки-сельджуки, сначала заключившие союз с аббасидским халифом, а затем и основав собственный султанат в Малой Азии. Став на века главной проблемой Восточного Рима, но в итоге и причиной его смерти.

Все что дальше происходило очень трудно назвать какой-то единой цельной войной мусульман против христиан. Да они бодались друг с другом в Испании, да византийцы боролись с турками в Малой Азии, но эти процессы никак не были связаны, более того их характер был скорее светским, нежели религиозным. К 11 веку халиф все еще оставался главной религиозной фигурой в Исламе, но главной политической силой уже начали становиться светские образования – султанаты и эмираты.

-5

Я уже сказал о том, что идея священной войны и к началу так называемого высокого средневековья была отнюдь не так популярна, как в момент возникновения ислама, но нужно добавить еще и тот факт, что прямой конфронтации между христианством и мусульманством до этого никогда на самом деле не было. Ислам и христианство это две очень похожие монотеистические авраамические религии они родственны друг другу так же как не родственные и иудаизму. Собственно, мусульмане называют и иудеев, и христиан людьми книги или людьми писания. В смысле христиане или иудеи для мусульман это не какие-то дикие язычники, а скорей чуваки которые правильно ухватили общую идею, но что-то напутали в деталях. Да что там говорить, если сунниты с шиитами считают друг друга еретиками, грызлись намного сильнее, чем зачастую мусульмане с христианами до начала крестовых походов естественно. Более того даже в эпоху наиболее агрессивного расширения халифата и распространения ислама, мусульмане, например, не заставляли христиан и иудеев на своих новых землях менять веру, впрочем, они компенсировали такую толерантность высоким налогом на них, но тем ни менее. Так что как видите, несмотря на постоянные пограничные конфликты между латинским миром и миром ближнего востока, ни о каком глобальном противоборстве христианства и мусульманство речи не шло.

(Смотрите также продолжение этой публикации, с европейской стороны)