Найти тему

Про фильм "Петя по дороге в Царствие Небесное":

Петя идёт в Царствие Небесное. Петя - дурачок. Он блаженный и доверчивый юноша с мозгами пятилетнего ребенка. Он хочет стать милиционером, поэтому ходит в фуражке и регулирует движение на грязном сельском перекрестке. Всем мешаясь и надоедая, он постоянно требует какие-то пропуска, а когда ему в ответ показывают конфетный фантик, то отдает честь и разрешает проезд. Он очень ответственный и аккуратный, поэтому регулярно чистит свой деревянный наган и требует у поварихи документацию на грязные тарелки. Над ним по-доброму смеются мужики, а местные тетки его опекают.

Вроде как дело житейское. Не только в каждой деревне, но в каждом нашем подъезде живёт такой парень. В моем, во всяком случае, он ходит с пьяной собакой, которую научил лакать пивасик.

Но вот беда - по ходу сюжета получается, что в фильме все без исключения такие же идиотики как и Петя. Они отличаются от него лишь тем, что умеют связно говорить и правильно реагируют на особей другого пола. А так в них нет ни зла, ни добра. Точнее, нет их этической оценки. Простые люди - они по-детски могут плакать или смеяться, но не умеют сочувствовать и страдать. Они не говорят правду, но не понимают, почему противно враньё. Они не знают, что такое предательство, поэтому спокойно могут предать. Они не знают, что такое смерть, поэтому спокойно могут убить. Собственно, всем этим они и занимаются всё кино. Измены, враньё и трусость случаются у них легко и непринужденно. Они никому не делают больно, потому что делать больно некому: другие такие же как они. Точнее, они как бы испытывают ситуативную боль, но быстро оклемываются и бегут дальше по своим делам. Так собака лижет следы от зубов на ляжке и спешит дальше, не испытывая морального вреда, так же как та, которая ее покусала, не испытывает мук раскаяния. Блаженны прОстые ибо их будет царствие небесное. Нет ни намёка на зло, ведь кто не сотворил зла в своей душе, тот и не согрешил. И значит, они не имут греха, ведь они как дети, и таковых будет Рай. Во главе с Петей весь этот суровый и простецкий род, все население села, вся эта сталинская Россия экспрессом без остановок направляется в Царствие Небесное.

Ничего другого от Досталя я не ждал: автор тончайшего "Раскола" и не мог по-другому смотреть на мою страну. У него нет ни злобы, ни насмешки и ни секунды раздражения. Только ровная внимательная любовь. Вот кто должен войти в Мир Горний, я, во всяком случае, очень надеюсь на это. Войти и подарить там своему Пете, который мечтает стать ментом-гаишником, настоящий пистолетик, а потом отвести его на перекресток трёх райских дорог - пусть там что-нибудь регулирует. И пусть требует у сильных и циничных, умных и ироничных, моральных и эстетичных грешников всего лишь конфетный фантик в качестве пропуска к Богу и его ангелам.