Когда-то я уже рассказывал о посещении заброшенного советского ядерного арсенала близ посёлка Исток в окрестностях Екатеринбурга. Не буду пересказывать половину той статьи, ссылку на неё вы обязательно найдете внизу страницы. В тот раз мы посетили лишь одно из хранилищ, но на территории части есть и второе, расположенное примерно в километре к юго-западу. Довольно долго я лелеял надежду, что это хранилище, находящееся гораздо ближе к "обжитой" территории бывшей воинской части, ныне арендуемой некими сомнительными организациями под склады, претерпело не столь значительные урон от охотников за металлом. По крайней мере, такое впечатление (как оказалось, обманчивое) сложилось у меня после изучения фотографий в Интернете. Так что не вернуться в Исток вновь я просто не мог.
Для тех, кто не захочет перечитывать предыдущую статью, дам небольшую вводную. На заре становления советского ядерного арсенала боеприпасы поступали на хранение в разобранном виде. Чтобы подготовить атомную бомбу к применению, необходимо было произвести ряд сложных манипуляций – фактически, собрать её из хранящихся порознь компонентов. Типичным ядерным арсеналом этого типа был небезызвестный объект 917, о котором я обязательно расскажу в одной из следующих публикаций. Но к концу 50-х годов появились модернизированные ядерные заряды, которые уже не требовали таких сложных манипуляций: специзделия поступали в войска в максимальной степени готовности к применению, а в процессе хранения от военных требовалось лишь время от времени проводить технические проверки состояния боеприпасов и планово заменять некоторые комплектующие. К хранилищам такого типа относилась и войсковая часть №19091, введенная в строй 16 октября 1957 года. Находящиеся здесь ядерные боеприпасы в случае необходимости должны были быть приведены в боевую готовность и переданы на аэродром Кольцово для использования дальними бомбардировщиками Ту-16, а также на стартовые позиции ближайших частей ПВО.
В этот раз я пересёк некогда сверхохраняемый периметр ядерного арсенала с южной стороны – там, где к его территории ныне примыкают дачные участки садоводческого товарищества "Сокол". Сам периметр здесь сохранился весьма неплохо. Он представляет собой несколько рядов колючей проволоки. Очевидно, между ними размещалась контрольно-следовая полоса, а одно из проволочных заграждений, судя по наличию изоляции, находилось под напряжением. Люди, служившие в этой части, вспоминают, что довольно часто на проволоку попадали случайно забредавшие в окрестности арсенала косули.
Бросился в глаза бетонный ДЗОТ с амбразурами для стрельбы и скрытого наблюдения. Вокруг вырыто несколько неглубоких траншей. Очевидно, некогда к этому наблюдательному пункту шёл кабель, на который позарились охотники за цветным металлом. Теперь уже сложно сказать, что за кабель был здесь закопан: то ли полевой телефон, то ли электричество, то ли элементы охранной сигнализации периметра части.
А вот и само хранилище. Выполненное по типовому проекту, оно полностью идентично первому, только расположено относительно него в точности зеркально. Главное, что бросается в глаза – и, пожалуй, производит самое яркое впечатление на всём объекте – это череда огромных затворных дверей. Первая – бетонная, толщиной не менее 80 см. Её задача – выдержать ударную волну гипотетического близкого ядерного взрыва. За ней – две гермодвери, изолирующие внутренние помещения от внешнего мира. Как и в первом хранилище, здесь они тоже спилены на металл.
А вот небольшая гермодверь, ведущая в технический блок хранилища, сохранилась. И не только сохранилась, но даже до сих пор висит на положенном месте. Похоже, познаний мародеров в элементарной геометрии или просто житейского опыта хватило, чтобы понять, что эту дверь не получится вынести наружу, пока не разломаешь либо внешнюю бетонную стену толщиной в полметра, либо несколько внутренних стен чуть менее внушительной толщины. Петли насквозь проржавели, но, если иметь под рукой хороший лом, дверь, наверное, даже можно попытаться сдвинуть с места.
Технический блок пребывает в столь хорошо знакомом любителям урбантрипа состоянии тотального распила. Здесь не осталось ни одной металлической части. О некогда стоявших тут дизель-генераторах и вентиляционной установке напоминает лишь стойкий запах масла и солярки, буквально въевшийся в бетон. Стены украшают полные мрачной романтики надписи, в том числе и стихотворные – очевидно, время от времени сюда забредают эстетствующие школьники. И да – здесь частично сохранился санузел с остатками разбитого вандалами всеобщего фарфорового друга. Примерно в районе санузла стену украшает уже знакомая по первому хранилищу уставная надпись, гласящая: "Будь бдителен каждый день и каждый час!".
Миновав технический блок, попадаем в сборочный зал. В этой части хранилища дозволялось находиться только офицерам, прошедшим курсы специальной подготовки по обслуживанию ядерных боеприпасов с многочасовыми тренировками на макетах. Согласно общепринятым правилам одновременно находиться в непосредственной близости от боеприпасов должны были не менее трёх человек с соответствующим допуском – для взаимного контроля. Перед входом в сборочный зал полагалось переодеться в специальную антистатическую одежду и сдать на хранение все металлические предметы – в том числе, и личное оружие. О том, что иметь при себе спички или зажигалку было категорически запрещено, наверное, даже не стоит упоминать.
К сожалению, в сборочном зале нет практически ничего такого, чего мы не видели до этого. Как и прежде, бросаются в глаза два поворотных круга для тележек, на которых по рельсам в пределах хранилища перемещались боеприпасы, а также нечто вроде небольшой смотровой ямы. Именно над ней некогда был смонтирован стенд, на котором производились все операции по регламентному обслуживанию ядерных боеприпасов. Читая надписи на стенах, можно найти упоминания о некогда размещавшейся под потолком кран-балке, обнаружить небольшую нишу, в которой стояли баллоны со сжатым воздухом, и запасной выход, которым, очевидно, надлежало воспользоваться, если бетонные затворы и гермодвери вконец заклинит из-за явно нерегламентированного внешнего воздействия.
Интересная особенность: потолок сборочного зала представляет собой не сплошной слой бетона толщиной в несколько метров, как можно было бы предположить. Он имеет своеобразный "чердак" – воздушную прослойку, разделяющую два монолитных бетонных перекрытия. Очевидно, это также было сделано для того, чтобы хранилище более эффективно противостояло ударной волне ядерного взрыва или прямому попаданию тяжёлой авиационной бомбы.
К сборочному залу примыкает святая святых хранилища – четыре бетонных "пенала", в которых некогда хранились те самые "подарки" для капиталистов. Вдоль стен имеются возвышения, на которых покоились ядерные заряды. В первом хранилище эти постаменты были полностью разрушены – очевидно, они не только виброразвязаны относительно основания хранилища, но и содержат в себе некоторое количество металла. Удивительно, но в одном из "пеналов" сохранились даже несколько метров рельсов.
А вот лабораторный блок в этом хранилище оказался на удивление скучным – не осталось ни рассыпанного по полу силикагеля, ни надписей или знаков опасности, позволяющих хотя бы приблизительно понять, что находилось в данных помещениях. По опыту посещения первого хранилища мы уже знаем, что в этих комнатах хранились комплекты запасных частей для электронной начинки зарядов, проводилось регламентное техническое обслуживание аккумуляторных батарей и электродетонаторов, на соответствующих испытательных стендах проверялась правильность срабатывания разнообразных датчиков.
Как обычно, остаётся лишь жалеть, что в наши дни такие объекты в лучшем случае превращаются в складские помещения, овощные базы и хранилища для сельскохозяйственных удобрений. В худшем же случае они просто медленно разрушаются – в том числе, и усилиями мародёров, перед которыми не могут устоять даже бетонные стены, способные выдержать ударную волну ядерного взрыва. В то же время в Восточной Европе, где со времен Советского Союза сохранилось немало подобных сооружений, они успешно превращаются в настоящие музеи Холодной войны, которые ежегодно посещают тысячи человек. Ведь многим из нас действительно интересно своими глазами увидеть, как сверхдержавы некогда хранили то самое оружие судного дня. А напоследок, как я и обещал в самом начале статьи, предлагаю вам продолжить знакомство с советскими ядерными арсеналами.