Найти тему
Skillbox

4 отличия продуктового дизайнера от веб- и UX/UI

Привет! Я Никита Прилепский, руковожу отделом веб-дизайна в «Тинькофф» и преподаю на курсе Skillbox, где мы готовим продуктовых дизайнеров. Часто слышу вопрос: кто это и чем они занимаются? Профессия достаточно новая, их часто путают с дизайнерами интерфейсов.

Поэтому я решил рассказать, почему дизайнеры уходят из студии в продукт, что конкретно они там делают и почему это перспективно.

🎁 Дочитавшие статью до конца получат подарок от Skillbox!

Почему быть продуктовым дизайнером круто?

Если вы когда-нибудь работали над проектами «на потоке», то представляете, что это такое. Много переключений, стресса, горящие дедлайны и вечно дергающийся глаз. Только потушили один пожар, как тут же возник другой. Только разобрались с одной пачкой проектов, как уже несут другую. Задачи, как правило, краткосрочные, которые нужно было выполнить ещё «вчера»: запилили лендинг или рекламную кампанию, получили деньги, пошли дальше.

В продукте всё иначе. Здесь все усилия сосредоточены на чём-то одном — сайте, мобильном, веб-приложении и так далее. Продукт, то есть программный продукт — это и есть конечная цель. Вернее сказать, бесконечная — потому что его постоянно надо менять и улучшать.

Чем на самом деле занимается продуктовый дизайнер?

Соответственно, результат выходит более качественным. У вас есть время, чтобы лучше проработать буквально всё: от визуала до функциональности сайта. А главное, протестировать свои решения на живых пользователях. Ведь продуктовая команда занимается сайтом или приложением постоянно, в программировании это называется «бесконечная петля улучшений»: улучшили — выкатили — получили обратную связь — снова улучшаем.

Продукт тщательно прорабатывают со всех сторон, вникая в самые мелкие детали. Причём в основе — уверенная аналитика: статистика, отклики, отказы. Решая, что добавить, что убрать, а на чём сделать акцент, продуктовый дизайнер опирается на точные данные и поведение пользователей, а не на свои «хотелки» и умозрительные заключения.

Ладно, а какие возможности роста?

Все вы знаете, какие перспективы в студии. Сначала ты новичок, потом ты просто дизайнер, потом ты кто-нибудь с приставкой «старший» или «ведущий». Если повезёт, станешь арт-директором.

И всё. Можно, конечно, уйти в проект-менеджмент, но это подходит не всем.

В продуктах возможностей, как правило, больше. Особенно если речь про большие компании. Можно, например, возглавить отдел, который занимается клиентской частью приложения. Или отдельной большой фичей. Или делать интерфейсы бэк-офиса — задача более сложная, но и экспертиза ваша будет использоваться на 100%.

Facebook, например, недавно изменил интерфейс рекламного кабинета — вот где для дизайнеров был настоящий челлендж
Facebook, например, недавно изменил интерфейс рекламного кабинета — вот где для дизайнеров был настоящий челлендж

Большой бонус работы в продукте — узнаваемые бренды в портфолио

Большинство продуктовых компаний у всех на слуху.

Например, Wildberries, крупнейший российский онлайн-ритейлер. Здесь дизайнеры решают большие задачи, связанные с интернет-магазином или приложением. Есть отдельная команда для мобильного сайта, для внутренних и нишевых проектов

«Тинькофф» тоже постоянно ищет дизайнеров разных продуктов. Это и мобильные приложения, и личный кабинет, и контентные проекты. Например, «Тинькофф.Помощь» — это база знаний, сайд-проект всем известного Т—Ж. Так что задачи у продуктового дизайнера тоже самые разнообразные.

В продукте вы получите более весомый опыт, чем в студии средней руки — дело в известности.

Продуктовый и UX/UI-дизайнер — в чём различие?

Кажется, что они занимаются примерно одним и тем же: сайты, интерфейсы, приложения. Но разница между ними существенная.

UX/UI-дизайнеры непосредственно проектируют и рисуют интерфейсы. Готовый прототип — итог их работы. При этом он должен быть интуитивно понятным и удобным для пользователя. Таким, чтобы человек сразу получил от сайта что хочет и не заблудился в нём. Это основная миссия такого специалиста.

Продуктовый дизайнер  —  не совсем дизайнер. Он может неделями не открывать графический редактор и не показать ни одного макета за месяц. Потому что его цель другая — сделать продукт. И не просто удобным, а таким, чтобы он положительно влиял на прибыль и другие показатели бизнеса.

Потому и задачи у них совершенно разные, хотя похожи. Вот, сравните.

-4

Причём нельзя утверждать, что кто-то из них более или менее ценен. Просто продуктовый дизайнер работает с более крупными величинами и отвечает за весь процесс, а не за его часть, выполняя роль стратега. А потому и обладает большим весом в глазах работодателей.

А у кого зарплата больше?

В сфере UX-дизайна сотрудников стандартно делят на джунов, мидлов и сеньоров. Соответственно, чем выше ранг, тем выше доход. Джуны, как правило, зарабатывают совсем мало — 20–40 тысяч рублей. Мидлы — 60–80 тысяч рублей. Лучше всего живут старшие UX-дизайнеры: их зарплата по России составляет 80–150 тысяч рублей.

Продуктовые дизайнеры, напротив, только стартуют с такой суммы. По данным hh, средняя зарплата мидл-специалиста — 120–150 тысяч рублей. И потом только повышается: владельцы продуктов не любят обижать своих преданных сотрудников и не хотят терять тех, с кем трудятся бок о бок уже долгие годы.

«Мегаплан», Клик.ру, МТС, «Тинькофф», «М.Видео», HeadHunter — только несколько компаний, которые ищут такого специалиста сегодня
«Мегаплан», Клик.ру, МТС, «Тинькофф», «М.Видео», HeadHunter — только несколько компаний, которые ищут такого специалиста сегодня

Эти специалисты обычно требуются компаниям, которые разрабатывают IT-продукты: стартапы, интернет-магазины, крупные холдинги, банки, телеком, социальные сети, сервисы знакомств. От масштаба компании и сложности задач зависит и оплата.

Что надо уметь?

В продуктовые дизайнеры не берут абсолютных новичков. До этой должности надо дорасти. Начинать в любом случае придётся с джуна или со стажировки в студии, чтобы приобрести опыт и набить руку.

Проще всего продуктовым дизайнером стать как раз UX/UI-специалистам. Они уже вдоволь наклепались интерфейсов и понимают, что к чему. Необходимые навыки уже есть — осталось их только развить.

Что касается хард-скиллов, то здесь требования такие же, как и к другим дизайнерам из веба. Как минимум нужно:

-6

Однако только этого мало. Прежде всего продуктовый дизайнер знает, как общаться с менеджерами, разработчиками, маркетологами и аналитиками. Львиную долю задач он выполняет в связке с другими специалистами, и от того, насколько хорошо может договариваться, зависит успех продукта.

Также важно уметь планировать, оценивать, делегировать и декомпозировать задачи.

Следующее качество — эмпатия. Дизайнеру нужно быть внимательным к пользователям и их потребностям, уметь ставить себя на место других.

И, конечно, следует постоянно учиться, быть гибким и уметь адаптироваться к разным ситуациям. Профессия очень быстро развивается — появляются новые требования и инструменты. Их лучше освоить. Опять же, всё ради продукта.

«Профессия продуктовый дизайнер» от Skillbox

Надеюсь, теперь все понятно. А сейчас пара слов о нашем курсе «Профессия Продуктовый дизайнер», где вы сможете всему этому научиться.

Полученные знания сразу закрепите на практике: создадите готовые кликабельные прототипы для сайта и мобильного приложения стримингового сервиса. А перед этим пройдёте все этапы работы продуктового дизайнера: выясните потребности заказчика, проведёте исследование, придумаете дизайн-концепцию. Это будет ваш дипломный проект.

Программа курса насыщенная — 110 тематических модулей и 460 онлайн-уроков.

Партнёр курса — «Тинькофф Банк»

Думаю, все в курсе, почему «Тинькофф» крут. Это первый в стране полностью цифровой банк — без отделений. Собственно, сам «Тинькофф» можно считать за продукт. Хотя внутри него делают много продуктов поменьше — кредитные и дебетовые карты, вклады и переводы, путешествия, инвестиции, даже покупка билетов есть. И, само собой, многочисленные сайты и мобильное приложение.

-7

Дизайнеры «Тинькофф» есть и среди преподавателей курса. Так что вы из первых уст узнаете, каково это — работать в продукте.

Преподаватели — участники реальных продуктовых команд

Помимо «Тинькофф», вас будут учить и другие известные продуктовые команды. Точнее, их представители.

«Яндекс», Сбербанк, «Райффайзенбанк», «Альфа-Банк», Wildberries, Mail.ru — все самые сливки здесь. А значит, очень много опыта и очень много знаний, которыми преподаватели с вами с радостью поделятся.

Преподаватели курса «Профессия продуктовый дизайнер»
Преподаватели курса «Профессия продуктовый дизайнер»

Сколько стоит?

Сейчас мы на него делаем скидку 40%, из-за чего стоимость уменьшается почти в два раза: вы можете купить курс в рассрочку на 24 месяца и платить всего 7 500 4 500 рублей в месяц. При этом первые три месяца оплачивает Skillbox 😉

🎁Только для наших читателей действует секретный промокод OSEN5, который даёт дополнительную скидку на обучение в размере 5000 рублей.

Листайте дальше, чтобы подать заявку на курс и использовать промокод на скидку!