Найти в Дзене

Тяжелая обстановка в легкой атлетике

Минувшие выходные стали для легкой атлетики Абакана крайне успешными. Артем Попов выиграл Первенство России по легкоатлетическому кроссу среди спортсменов до двадцати лет. Отличный результат, которому порадовались, пожалуй, все любители спорта.
Но не все так безмятежно, как хотелось бы. Все дело в скандале, который разразился ночью пятницы. Одно из интернет-изданий республики выдало материал с
Оглавление

Минувшие выходные стали для легкой атлетики Абакана крайне успешными. Артем Попов выиграл Первенство России по легкоатлетическому кроссу среди спортсменов до двадцати лет. Отличный результат, которому порадовались, пожалуй, все любители спорта.

Но не все так безмятежно, как хотелось бы. Все дело в скандале, который разразился ночью пятницы. Одно из интернет-изданий республики выдало материал с критикой Министерства спорта региона. Поводом стал договор, который Минспорт подписал с краснодарским спортсменом Константином Плохотниковым. Условия простые: Хакасия оплачивает все нужды Плохотникова, а тот, в свою очередь, выступает в параллельном зачете — за свой родной регион и за нашу республику. Так вот Плохотников в выходные стал чемпионом России по кроссу среди мужчин. И это повод покопаться в дебрях хакасской легкой атлетики.

Ты помнишь, как все начиналось?

Легкая атлетика — это, пожалуй, один из самых успешных видов спорта в Хакасии. В сборной страны постоянно числятся несколько человек от нашего региона. И так уже на протяжении достаточно долгого времени. Определяющим фактором в этом отношении стала работа легкоатлетической школы Абакана. Она открылась в 1943 году. Какое-то время аккумулировала силы, а потом разразилась серией высоких результатов. По-настоящему золотым отрезком для школы стал период с конца 70-х по конец восьмидесятых годов. В это время ее воспитанники Евгений Евсюков, Владимир Жариков, Игорь Парыгин, Надежда Татаренкова представляют Хакасию и Россию на чемпионатах мира и Олимпийских играх. И даже в труднейшие для страны девяностые абаканская школа легкой атлетики продолжает выпускать спортсменов высокого класса. Именно в начале девяностых в школу приходит Дмитрий Семенов, ставший в 2001 году чемпионом Европы. Вместе с ним успехов на международной арене и на уровне
России добивались Михаил Хоботов, Андрей Ромащенко, ряд других спортсменов.

Это, пожалуй, был лучший период в жизни школы. Но и после него тренеры готовили спортсменов, который попадали в сборную страны: Дмитрий Сычев, Анастасия Зуева, Илья Змазнев, Анастасия Еремина.

Но рано или поздно наступает спад. Сейчас в сборной страны, если не брать паралимпийцев, двое абаканцев — Денис Чертыков и Артем Попов. И вот тут-то и начинается странная история.

Естественно, в течение длительного времени именно абаканская школа легкой атлетики получала от региона все преференции, спокойно собирала у себя все таланты республики и являлась главной кузницей кадров. А ее тренеры образовывали ядро Федерации легкой атлетики. Ситуация изменилась в последние два года, когда Министерство спорта возглавил Владимир Кретов, сам на протяжении многих лет работавший в указанной школе тренером.

-2

Конфликт

Всю подноготную мы вряд ли узнаем, однако между ним и абаканскими легкоатлетами в определенный момент пробежала черная кошка. После того как Кретов занял министерское кресло, конфликт обострился.

С недавних пор в Хакасии появился второй центр легкой атлетики, который довольно-таки неплохо развивается. Формально он базируется в Таштыпе, и руководит им Максим Карамашев — известный на республиканском и федеральном уровнях спортсмен, мастер спорта, специализировавшийся в свое время на средних и длинных дистанциях. Карамашев выбрал несколько иной путь развития: он приглашает в команду уже взрослых спорт-сменов, которым, имея финансовую возможность, обеспечивает тренировочный процесс, сборы, экипировку и так далее. При этом спортсмены в Хакасии практически не находятся. Что в принципе дозволяется. Результаты есть. Светлана Карамашева стала вице-чемпионкой России в беге на 5 и 10 тысяч метров. Наталья Руденко выиграла чемпионат России по длинному горному бегу, Кубок России по горному бегу, чемпионат России по альпинизму в дисциплине «скайраннинг — вертикальный километр». Согласитесь, неплохо.

Так таштыпские легкоатлеты внезапно стали серьезными конкурентами абаканцам. Они получили поддержку от Минспорта. Причем как финансовую, так и информационную. Кретов неоднократно подчеркивал, что результаты таштыпцев говорят о лучшей работе тренеров. Между тем в Федерации легкой атлетики республики, по его мнению, наступил застой.

В самой федерации с этим не согласны. Там справедливо указывают на недостаток финансирования, а это сегодня определяющий фактор в спорте. Член сборной России — это, помимо таланта, еще и сотни тысяч рублей. Республика обеспечить такого финансового сопровождения не может — отсюда, по мнению большинства тренеров федерации, и спад в результатах. Например, Артем Попов в этом году, по словам его тренера Игоря Владимирова, не получил сборов перед Первенством России. Как итог — серебро на двух дистанциях, хотя изначально планировалось золото. Есть и другие примеры.

Свой среди чужих, чужой среди своих

И вот новый виток этой не самой приятной истории. Внезапно всплывают подробности с параллельным зачетом Константина Плохотникова. Что такое параллельный зачет? Если говорить просто — это когда спортсмен на соревнованиях представляет два региона. Для чего? Попробуем объяснить. Представьте себе талантливого легкоатлета из провинции. В определенный момент для дальнейшего развития ему нужен качественный скачок вперед. Для этого необходимо либо дополнительное финансирование, либо передислокация в более близкую к федеральному центру точку. Что готовы предоставить богатые регионы, которые все время находятся в поиске перспективных спорт-сменов. Происходит переход, но при этом, в качестве бонуса воспитавшей легкоатлета земле, тот сохраняет частичную прописку в родном регионе. И все хорошо.

Однако явление параллельного зачета зачастую вызывает массу критики. Прежде всего, потому что оно свидетельствует об упадке спорта. О преобладании финансовых интересов над спортивными. О том, что регионам не важно, каким путем за-иметь потенциального олимпийца. И так далее.

Но вернемся к нашей истории. В сентябре Центр спортивной подготовки сборных команд Хакасии подписывает договор с Плохотниковым. Парень, кстати, крайне перспективный. Полюбопытствуйте на досуге. И вот Хакасия прописывает его у себя и, судя по договору, обязуется полностью обеспечивать его потребности и даже платить зарплату в виде стипендии. При этом никто не советовался с Федерацией легкой атлетики Хакасии. Просто взяли и подписали.

Владимир Кретов, с которым мы связались, заявил, что ожидал бурной реакции местных легкоатлетов. Более того, по словам экс-министра, его основной целью и было взбаламутить легкоатлетическое со-общество региона. Побудить местных тренеров на более активную работу. Что касается Плохотникова, то он, по словам Кретова, получит только стипендию и премию. Все остальное — просто форма договора, который будет скорректирован допсоглашением. Платить же республика начнет только после попадания Плохотникова в списки сборной с новой пропиской.

Вот такая мотивация. Насколько она уместна, судите сами. У нас же возникает вот какой вопрос. Хакасия сегодня испытывает огромные проблемы с бюджетом. Огромные. И в следующем году, судя по всему, улучшений не предвидится. Получается, что часть и без того невеликих денег, которые полагались нашему спорту, уйдет спортсмену с Кубани. И это вызывает массу разочарования у местных тренеров.

Ситуация, безусловно, противоречивая и неоднозначная. Назвать правых и виноватых практически невозможно. В целом же она вызывает огорчение. Конфликт, который наверняка можно было урегулировать мирным путем, продолжается. К чему он приведет? Хорошо, если, как задумал Владимир Кретов, к прорыву в результатах. Но ведь с тем же успехом он может привести и к упадку нашей безусловно славной школы.

СКАЗАНО!
Константин ПЛОХОТНИКОВ, в телефонном разговоре 12 октября:
— Я ни на что не претендую, кроме стипендии и премии. На последние соревнования я ездил за свой счет или за счет второго региона. Никто мне ничего из Хакасии не давал. А стипендия и премии, я так понимаю, выплачиваются не из спортивного бюджета Хакасии. Поэтому все странно. Я ни у кого ничего в Хакасии не забираю. И даже могу написать бумагу, что ни на что больше не претендую. На параллельный зачет согласился по двум причинам: мне понравился регион, то, что мне показывали. Понравилось, что есть условия для тренировок — среднегорье. Я планирую приезжать и тренироваться в республике. Просто хочу приехать в Хакасию. Во-вторых, это, конечно, стипендия, не буду скрывать. Но в целом я же приношу пользу региону. Сейчас выиграл Россию — принес 60 баллов республике, Хакасия перешла в другую лигу. Это же дополнительное финансирование. И если я на Олимпиаде выступлю, это тоже региону плюс. Я, кстати, выполнил олимпийский норматив. Поэтому и удивляюсь такой реакции легкоатлетического сообщества Хакасии.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников