Новая культура образования заключается в том, что каждый человек обязательно должен поступить в вуз. Данные культурные изменения важны для гибели экспертного знания, так как по мере того, как учебные программы разрастаются, отвечая запросам потребителей, школы становятся лжеуниверситетами, чьи дипломы свидетельствуют больше о натаскивани], чем об обучении… В худшем случае дипломы не подтверждают ни обучение, ни натасканность, а только посещение. А порой и вовсе свидетельствуют лишь о своевременно вносимой плате за обучение.
И некоторые из нас, как бы неделикатно это ни прозвучало, недостаточно умны, чтобы понимать, когда мы ошибаемся, вне зависимости от того, какими намерениями мы руководствуемся. Так же, как не все одинаково способны правильно взять ноту или начертить прямую линию, многие люди просто не могут заметить пробелы в собственных знаниях или понять свою неспособность вести аргументированный спор. Образование помогает нам осознать проблемы вроде указанной склонности и заполнить пробелы в наших знаниях, чтобы мы могли чувствовать себя увереннее и лучше. К сожалению, современная университетская система, и то, что студенты и их родители воспринимают ее, как заурядный предмет потребления, является в настоящее время частью проблемы.
Кризис системы образования, имеющий место не только в США, стране, лидирующей в самых различных сферах, способствует размыванию критериев образованности, и, следовательно, подрывает доверие к дипломам экспертов — а также к специальным знаниям, носителями которого эти эксперты являются.
И, поскольку возникают проблемы с формальными критериями — а кто вообще тут эксперт, достаточно ли компетентен данный эксперт, и так далее, дискуссии легко могут скатываться до банальных споров. Ни у кого ведь на лбу не написано, какой IQ у обладателя этого самого лба, так что нередко возникает иллюзия равенства любых спорящих сторон, что чаще всего не соответствует объективному положению вещей. Но иллюзия эта очень соблазнительна по понятным причинам, и отказываться от неё многие совершенно не стремятся.
Студенты, которые готовятся к экзаменам, пожилые люди, стремящиеся сохранить свою независимость, и студенты-медики, думающие о своей будущей карьере, предпочитают быть настроенными более оптимистично, вместо того чтобы недооценивать себя. Во многих сферах деятельности, за исключением таких, как спортивные соревнования, где некомпетентность очевидна и неоспорима, это нормально, когда люди отрицают, что они плохо что-то делают. Оказывается, существует более конкретная причина того, что неквалифицированные или некомпетентные люди переоценивают свои способности гораздо больше остальных. Им не хватает важнейшего навыка, называемого „метапознанием“. Это способность знать, когда ты делаешь что-то не очень хорошо, посмотрев на это со стороны.
Посмотреть на себя со стороны и сделать потом адекватные выводы способны очень и очень немногие — и тут получается замкнутый круг: недостаточно образованный человек не может понять, где заканчиваются границы его компетенций (см. Эффект Даннинга — Крюгера ). Это не слишком критично, если речь идёт о каких-нибудь отрешённых от жизни вещах — например, о возможности изобрести-таки вечный двигатель или о том, что пирамиды в Египте не могли быть построены без помощи инопланетян — в конце концов, какая, в сущности, разница, какие теоретические заблуждения носит в своей суверенной голове обыватель и в какие сказки он верит?
Но цена заблуждения резко возрастает, когда он начинает отвергать экспертные знания, связанные с жизнью и здоровьем: «Эксперт из Управления по санитарному надзору за качеством продуктов и медикаментов США (FDA) выразился максимально откровенно, назвав потребление сырых молочных продуктов эквивалентом русской рулетки. Но никакие увещевания не поколебали уверенности людей, которые не только продолжают есть необработанные продукты, но настаивают на том, чтобы давать их потребителям, у которых нет выбора или способности разобраться в данном споре: своим детям». По сути, дети тут становятся заложниками неосознаваемой некомпетентности своих родителей. Аналогичное происходит уже не первый год и с вакцинацией — движение против прививок, увы, находит всё большую поддержку в разных странах. Россия тут не исключение: совсем недавно в Тюмени отец подал в суд на детский сад из-за того, что его сына не допустили до посещения садика из-за отказа родителей сделать ребёнку пробу Манту. Совершенно ожидаемое и здравое решение суда — отказ удовлетворить иск к садику — вызвало у обратившегося в суд отца возмущение, и, судя по всему, его чувства разделяют многие другие родители.
И книга по тематике вопроса...
Смерть экспертизы [2019] Том Николс
Мы знаем, что глютен опасен. Мы уверены, что прививки не нужны. Мы не сомневаемся, что наших детей учат неправильно. Мы знаем лучше, ведь мы – настоящие эксперты, а не эти «умники» с дипломами и научными степенями. Автор этой книги, Том Николс, – американский ученый и политолог, специалист по международным отношениям и пятикратный чемпион Jeopardy! американского аналога «Своей игры». «Смерть экспертизы» – это не просто исследование современных тенденций в обществе, но и призыв задуматься, почему так происходит и, что самое главное, к чему это может привести.
Скачать книгу
Как вы относитесь к значению слова "эксперт" ? Утратило ли оно свой истинный смысл? Пишите своё мнение в комментариях.
В нашей группе в vk подписчики тоже обсуждают данную тему. Почитать можно здесь.
Наша библиотека в telegram (много книг для физиков, математиков и программистов) : https://t.me/physics_lib
Еще много полезного и интересного вы сможете найти на наших ресурсах:
Physics.Math.Code в контакте (VK)
Репетитор IT mentor в Instagram