... или декорационный примитив
Каждый, кто хоть единожды смотрел театральную постановку знаком с декорациями. От красочно, расписанных грандиозных задников, до мрачно затонированные коробов они разномастно заполняют пространство сцены.
Под каждый спектакль обычно придумываются и собираются свои композиции, бывает что за несколькими постановками закреплена своя группа или постановка выпускается молодым режиссёром с минимумом , лаконично положенным бюджетом. Но сегодня поговорим, не об этом , а о том, что же всё таки скрепляет декорации между собой, и служит хрящами этого эфемерного искусства?
Сегодня мы познакомимся с основными видами декорации и их соединений, но сперва краткая интерлюдия по разметке
Рабочие собирающие спектакли - работники сцены, обобщим их и наречём монтировщиками (слово происходит из франц. monter «подниматься») делят декорации
Во первых по типу:
1) Жесткие - любые каркасные, или щитовые декорации.
Подобно строительству дома, для них сперва возводят "скелет", а затем обшиваю его декоративным элементами.
Либо же устанавливается цельный или сборный щит с нанёсенными росписями или украшениями, щиты могут быть как плоско разрисованными иллюзиями так и рельефными скульптурами или барельефами, суть как правило одна, передняя изысканная часть, обращена к зрителю, а скелетный остов спрятан в тени
2) Мягкие - любые тряпичные или сетчатые декорации комбинируемые в различных слоях на разных планах сцены для создания эффекта глубины.
В не зависимости от типа росписи или оформления для них опускается специальная штанга(штанкет) вытянутая по всей ширине сцены , к которой в свою очередь и крепятся мягкие декорации
Во-вторых по движению:
1) Статические - те что располагаются на одном месте и не перемещаются до конца спектакля
2) Динамические - декорации напротив могут менять своё положение и форму на протяжении линии спектакля
Это достаточно примитивное разделение покажет вам общую картину.
Позднее мы вернёмся к декорациям и рассмотрим их подробнее
Итак, почему же они не падают?
Всё оттого что их объединяют:
Вязки - королевы монтировки
Вязка - основное назначение очевидно из названия - вязать и скреплять между собой элементы декораций.
"Вязки подобно тропическим змеям в джунглях заселяют все уголки театра. Они лианами свисают с декораций, озорно болтаются на поясах работников, выползают из ящиков и пауками падают со штанкетов"
Технически это могут быть стандартизированные отрезы верёвки, сложенные в несколько слоёв и прошитые куски материи, капроновые шнуры, шпагаты и т. д в зависимости от традиций и оснащения театра вязки могут быть самыми разнообразными
Вязками крепятся мягкие декорации к штанкетам, притягиваются зазоры , стыкуются каркасы
Несмотря на простоту и примитивность, на вязках держится половина театров в мире, на чем держится вторая половина одному театральному плотнику известно
Вязка хороша всем кроме одного - по ней нельзя колотить молотком, поэтому для сборки каркасов, суровые северные театральные монтировщики предпочитают...
Болты, шпильки и прочий гарнитур
Жёсткие части декораций зачастую тоже могут скреплять вязками особенно, для некритичных элементов, но когда требуется надёжное и быстрое соединение, способное выдерживать значительные нагрузки используются петельно-шпильковая пара. Отец и мать жёстких декораций. На каждом элементе есть петли которые стыкуются между собой и фиксируются шпильками.
Ну а если петли деформированы, и не совпадают? - спросите вы
На этот случай у каждого приличного монтировщика есть добрый кованный молоток и крепкое слово...
Тейп - король театра
Если вязка давно и безусловно является королево, то тейп - новоявленный король сферы искусства
"Вся индустрия на тейпе..."
Для тех кто никогда не слышал такого слова, можно пояснить, что тейп это просто напросто скотч или клейкая лента, только адаптированная под нужды искусства.
"Пошли театрала за скотчем, он и принесёт клейкую ленту..."
Откуда же столько почета простому скотчу?
Чем соединять 20 метровые полосы линолеума?
Как быстро скрепить 10 проводов в 1 косу?
Как прикрепить провод на пыльную стену?
Чем заделать за минуту дыру в чёрной декорации?
Чем убрать зазор между лестницей и платформой ?
Ответ на всё это тейп. Он оказался так удобен для быстрого монтажа, на сложные и пыльные поверхности, что упорно поселился в арсенале театралов и художников.
Монтаж тейпа мгновенен, для него не требуется спец инструмент(в общем-то никакой инструмент и не требуется кроме прямых рук) его можно переклеивать несколько раз даже на грязные поверхности, можно красить, демонтируется тейп так же легко и не оставляет после себя клеевого слоя.
Конечно театральный тейп - это не тот прозрачный скотч, что лежит в вашей тумбочке, он и прочнее и значительно дороже, но они точно являются родственниками.
На самом деле разновидностей тейпа настолько велико, что можно посвятить этому отдельную статью, но я думаю из написанного выше станет ясно, почему тейп в театре изрядно потеснил другие виды крепежа став королём подмостков.
Ну а в следующий раз...