Найти в Дзене

Почему не падают театральные декорации?

Жаждешь приоткрыть ещё одну тайну? Пробегай внутрь быстрее пока сторож не видит! Быстрей! Быстрей!
Оглавление
Декорация (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова под декорацией понимают совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров, а также предметов быта, изделий декоративно-прикладного искусства.
Декорация (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова под декорацией понимают совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров, а также предметов быта, изделий декоративно-прикладного искусства.

... или декорационный примитив

Каждый, кто хоть единожды смотрел театральную постановку знаком с декорациями. От красочно, расписанных грандиозных задников, до мрачно затонированные коробов они разномастно заполняют пространство сцены.

Под каждый спектакль обычно придумываются и собираются свои композиции, бывает что за несколькими постановками закреплена своя группа или постановка выпускается молодым режиссёром с минимумом , лаконично положенным бюджетом. Но сегодня поговорим, не об этом , а о том, что же всё таки скрепляет декорации между собой, и служит хрящами этого эфемерного искусства?

-2

Сегодня мы познакомимся с основными видами декорации и их соединений, но сперва краткая интерлюдия по разметке

Рабочие собирающие спектакли - работники сцены, обобщим их и наречём монтировщиками (слово происходит из франц. monter «подниматься») делят декорации

Во первых по типу:

1) Жесткие - любые каркасные, или щитовые декорации.

жесткие декорации красноярского театра
жесткие декорации красноярского театра

Подобно строительству дома, для них сперва возводят "скелет", а затем обшиваю его декоративным элементами.
Либо же устанавливается цельный или сборный щит с нанёсенными росписями или украшениями, щиты могут быть как плоско разрисованными иллюзиями так и рельефными скульптурами или барельефами, суть как правило одна, передняя изысканная часть, обращена к зрителю, а скелетный остов спрятан в тени

2) Мягкие - любые тряпичные или сетчатые декорации комбинируемые в различных слоях на разных планах сцены для создания эффекта глубины.

В не зависимости от типа росписи или оформления для них опускается специальная штанга(штанкет) вытянутая по всей ширине сцены , к которой в свою очередь и крепятся мягкие декорации

кулиса на штанкете
кулиса на штанкете

Во-вторых по движению:

1) Статические - те что располагаются на одном месте и не перемещаются до конца спектакля

2) Динамические - декорации напротив могут менять своё положение и форму на протяжении линии спектакля

Это достаточно примитивное разделение покажет вам общую картину.

Позднее мы вернёмся к декорациям и рассмотрим их подробнее

Итак, почему же они не падают?

Всё оттого что их объединяют:

Вязки - королевы монтировки

-5

Вязка - основное назначение очевидно из названия - вязать и скреплять между собой элементы декораций.

"Вязки подобно тропическим змеям в джунглях заселяют все уголки театра. Они лианами свисают с декораций, озорно болтаются на поясах работников, выползают из ящиков и пауками падают со штанкетов"

Технически это могут быть стандартизированные отрезы верёвки, сложенные в несколько слоёв и прошитые куски материи, капроновые шнуры, шпагаты и т. д в зависимости от традиций и оснащения театра вязки могут быть самыми разнообразными

Вязками крепятся мягкие декорации к штанкетам, притягиваются зазоры , стыкуются каркасы

-6

Несмотря на простоту и примитивность, на вязках держится половина театров в мире, на чем держится вторая половина одному театральному плотнику известно

Вязка хороша всем кроме одного - по ней нельзя колотить молотком, поэтому для сборки каркасов, суровые северные театральные монтировщики предпочитают...

Болты, шпильки и прочий гарнитур

шпильки с резьбой , бывают также гладкие и заострённые
шпильки с резьбой , бывают также гладкие и заострённые

Жёсткие части декораций зачастую тоже могут скреплять вязками особенно, для некритичных элементов, но когда требуется надёжное и быстрое соединение, способное выдерживать значительные нагрузки используются петельно-шпильковая пара. Отец и мать жёстких декораций. На каждом элементе есть петли которые стыкуются между собой и фиксируются шпильками.

-8

Ну а если петли деформированы, и не совпадают? - спросите вы

На этот случай у каждого приличного монтировщика есть добрый кованный молоток и крепкое слово...

Конечно в театрах есть масса других соединений и крепежей, включая магнитные и резьбовые, есть карабины, блоки, чекеля, гвозди, но разборка специализированного крепёжа заняла бы слишком много времени
Конечно в театрах есть масса других соединений и крепежей, включая магнитные и резьбовые, есть карабины, блоки, чекеля, гвозди, но разборка специализированного крепёжа заняла бы слишком много времени

Тейп - король театра

Если вязка давно и безусловно является королево, то тейп - новоявленный король сферы искусства

"Вся индустрия на тейпе..."

-10

Для тех кто никогда не слышал такого слова, можно пояснить, что тейп это просто напросто скотч или клейкая лента, только адаптированная под нужды искусства.

"Пошли театрала за скотчем, он и принесёт клейкую ленту..."

Откуда же столько почета простому скотчу?

Чем соединять 20 метровые полосы линолеума?

Как быстро скрепить 10 проводов в 1 косу?

Как прикрепить провод на пыльную стену?

Чем заделать за минуту дыру в чёрной декорации?

Чем убрать зазор между лестницей и платформой ?

Ответ на всё это тейп. Он оказался так удобен для быстрого монтажа, на сложные и пыльные поверхности, что упорно поселился в арсенале театралов и художников.

Монтаж тейпа мгновенен, для него не требуется спец инструмент(в общем-то никакой инструмент и не требуется кроме прямых рук) его можно переклеивать несколько раз даже на грязные поверхности, можно красить, демонтируется тейп так же легко и не оставляет после себя клеевого слоя.

Конечно театральный тейп - это не тот прозрачный скотч, что лежит в вашей тумбочке, он и прочнее и значительно дороже, но они точно являются родственниками.

На самом деле разновидностей тейпа настолько велико, что можно посвятить этому отдельную статью, но я думаю из написанного выше станет ясно, почему тейп в театре изрядно потеснил другие виды крепежа став королём подмостков.

Ну а в следующий раз...