О самом Пифагоре на нашем канале было уже довольно много сказано. Сейчас речь пойдёт о времени, в котором он жил. Годы жизни древнегреческого философа - 570—490 гг. до н.э.. Какой была тогда Греция?
Наступление железного века имело огромное значение — металл стал дешёвым и доступным, что способствовало постепенному росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению её зависимости от родовой организации. Отделение ремесел от земледелия обозначило переход к обмену, производству не только для собственных нужд, но и для рынка, в результате чего активно развиваются города. Поэтому в период VIII—VI веков до н. э. происходит становление полисов — разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединённых только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы.
На VII—VI века до н. э. приходится расцвет греческой колонизации в Средиземноморье и Северном Причерноморье. Только выходцы из Милета основали 70 колоний на побережье Чёрного моря. В то же время в самой Греции приобретают большое значение Дельфы с оракулом Аполлона.
Дельфийский оракул — оракул, то есть прорицалище, при храме Аполлона в Дельфах, расположенных у подножия южного склона горы Парнас в Фокиде. Согласно древнегреческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, где номинально главным лицом была жрица (пифия), но фактически все предсказания формулировались толковавшими её жрецами храма, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире. Его появление относят к микенскому времени, а окончательное исчезновение — к IV в. н. э., расцвет оракула приходится на VII–V вв. до н. э. архаического и классического периодов истории Древней Греции.
Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря. Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами, посвящёнными Аполлону. Около этого источника музы и нимфы источников собирались для пения под аккомпанемент аполлоновой лиры. На фронтоне храма были изречения Семи мудрецов: «познай самого себя», «ничего сверх меры», а также загадочное изображение буквы «Ε». Деревянное изображение этой буквы было приношением Семи мудрецов, афиняне заменили его на медное, а императрица Ливия подарила золотое.
Пифия была жрицей, избранной среди сенситивов из низших слоёв и помещённой в храм, где у неё, отрешённой от мирской жизни, развивали её пророческие способности. Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в Кастальском источнике. Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник (из жёлтой меди или по другим вариантам из золота), стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала.
Пифия в представлении современного художника
В VII — VI веках до н. э. Дельфы стали играть роль общегреческого святилища. Дельфийский оракул обладал высоким авторитетом в греческом мире, принимая решения в политической и религиозной сферах. В Дельфах также хранился священный камень — омфал. Кроме того, с начала VI век до н. э. в Дельфах раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры. Во время их проведения устанавливалось священное перемирие. В город стекались многочисленные дары, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии.
Очень интересный и познавательный фильм - Дельфы - Почему они так важны?
Пифийские игры (др.-греч. Πύθια) — один из четырёх общеэллинских агонов, занимавший второе место после олимпийского и проходивший раз в четыре года в Дельфах. Проводились в честь Аполлона, как победителя змея Пифона.
Принцип состязательности играл огромную роль в жизни Эллады и пронизывал многие сферы деятельности греков: политику, торговлю, спорт, искусство и религию. Особое значение имели агоны — общегреческие игры, которые содействовали усилению национального самосознания эллинов. Варварам — чужеземцам — участие в общегреческих Играх было строго запрещено.
Широкую известность получили четыре древнегреческих праздника: Пифийские игры, Античные Олимпийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Общегреческий характер этих Игр подчёркивали специальные призы для победителей — венки из ветвей различных растений-символов, поскольку в Элладе венки считались особенно почётной наградой. Пифийские игры проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, гармонии, покровителя искусств и муз, объявлявшего людям волю Зевса. Согласно мифам, эти Игры были учреждены самим Аполлоном в честь его победы над драконом Пифоном. После победы к имени Аполлона прибавился эпитет «пифийский», а жрицы-прорицательницы его храма в Дельфах получили название пифии.
Первоначально Пифийские игры состояли только из музыкальных состязаний кифаредов, исполнявших пеан (хоровая лирическая песнь, жанр древнегреческой поэзии, гимн богам) в честь Аполлона. В 590 г. до н. э. к пению под аккомпанемент кифары, добавили пение под аккомпанемент флейты и отдельно игру на флейте, а также гимнастические и конные соревнования. В отличие от других крупных античных праздников, музыкальные дисциплины постоянно сохраняли своё главенствующее значение на Пифийских играх в Дельфах, несмотря на включённые в их программу зрелищные конкурсы атлетов, гонки квадриг и скачки.
Священный Мир, установленный на время проведения Игр, гарантировал как участникам, так и зрителям безопасную поездку в Дельфы и обратно домой. До нас дошли также упоминания о воодушевлении и восторге, с которым публика принимала участников соревнований. Большое количество людей стекалось в Дельфы, что приносило городу огромные доходы.
Пифийские игры были прежде всего играми чести. В награду победителю вручался венок из лавра — дерева, посвящённого Аполлону.
Игры длились от шести до восьми дней и начинались со священного театрального действа, воссоздающего победу Аполлона над Пифоном. Во время торжественной процессии в храме Аполлона совершалось большое праздничное жертвоприношение. На четвертый день после праздничного пиршества начинались Игры.
В театре города Дельфы проводились музыкальные и театральные соревнования, а на стадионе города Дельфы — атлетические состязания. Из-за гористой местности Дельф гонки на колесницах проходили на равнине у города Криса.
Художественные дисциплины:
- Гимн богу Аполлону
- Соревнования в игре на флейте и кифаре, с пением или без него
- Соревнования в театральном и танцевальном искусстве
- Выставки-продажи художественных изделий
Дельфы выступали в сознании греков, как духовная столица эллинского мира, как «общий очаг» Эллады (др.-греч. κοινὴ ἑστία), что позволило дельфийским жрецам на протяжении столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием.
Олимпия с Храмом Зевса и Олимпийскими играми также приобрела значение общегреческого религиозного центра наиболее почитаемых богов.
Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу. Классический храм Зевса был заложен в 52 олимпиаду элейцем Либоном (572 г.до н.э.), но закончен только в период 85-86 олимпиад Фидием, то есть между 472 и 456 до н. э.
Олимпийские игры — величайшие из эллинских национальных празднеств, происходившие в Олимпии на Пелопоннесе в период с 776 г. до н. э. до 394 года н. э. Центральным элементом Олимпийских игр были спортивные соревнования, при этом игры имели религиозное значение. В первый день атлеты (участники) клялись и приносили жертвы богам. Судьи тоже клялись, что будут честно судить. Следующие 3 дня проходили соревнования. Главное состязание — это пятиборье. Начиналось пятиборье всегда с бега, затем прыжки в длину (прыжки в длину были очень сложны, так как в руках у прыгуна были зажаты гири). Метание копья — третье и метание диска — четвёртое, а пятым была борьба, в которой для победы было необходимо добиться трёхкратного падения на землю противника. Гонки колесниц были, пожалуй, самым ожидаемым зрелищем.
Олимпийский стадион строился постепенно с увеличением популярности игр. Это был первый стадион в Древней Греции, на котором имелись трибуны. После модернизации в V веке до н. э. он мог принимать около 40 тыс. зрителей. Размеры спортивного поля стадиона составляли 212 на 32 метра, а на беговой дорожке могли одновременно бежать двадцать человек.
Для тренировок спортсменов использовался Гимнасий — открытое сооружение с беговой дорожкой той же длины, что и на стадионе, окружённое колоннадой. Рядом находилась Палестра — квадратное сооружение с внутренним двором для тренировок в борьбе, кулачном бою и других видах спорта.
На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения. После завершения Игр скульпторам заказывали олимпийские статуи победителей, а поэты слагали в их честь хвалебные песни — энкомии.