Найти тему
Русский мир.ru

Любовь к ноктюрнам и Северной Пальмире

Ирландский пианист Барри Дуглас, победитель VIII Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве, вспоминал, что в России ему часто говорили: «Вы играете как русский!» «Нет, – отвечал он. – Это вы играете как ирландцы, потому что Джон Филд учил вас играть!»

Текст: Анастасия Мак Кейб, фото предоставлено автором

Кто создал знаменитую во всем мире российскую фортепианную школу? Если задать этот вопрос современным музыкантам, большинство назовут Антона и Николая Рубинштейнов, поскольку именно они стояли у истоков формирования системы профессионального музыкального образования в России. Лишь немногие вспомнят Джона Филда – человека, сыгравшего весьма значительную роль в процессе становления российской музыкальной школы.

Памятная плита в Дублине на Голден-Лейн: "Джон Филд, создатель ноктюрна. Родился на ул. Голден-Лейн в 1782, умер в Москве в 1837″
Памятная плита в Дублине на Голден-Лейн: "Джон Филд, создатель ноктюрна. Родился на ул. Голден-Лейн в 1782, умер в Москве в 1837″

Во второй половине XVIII – начале XIX века на развитие пианизма в России повлияли последователи итальянской, немецкой и лондонской школы. Ярким представителем последней являлся Муцио Клементи, учеником которого был и Джон Филд. В свою очередь, в числе учеников Филда в России были Михаил Глинка и Александр Дюбюк. Великий композитор Глинка в представлениях не нуждается. Что касается Дюбюка, то он стал не только известным композитором, но и признанным педагогом. Именно у него учился еще один великий русский композитор, глава «Могучей кучки» Милий Балакирев. Уроки у Дюбюка брал и будущий известный педагог Московской консерватории Николай Зверев, у которого обучались композиторы Сергей Рахманинов и Александр Скрябин, а также известные пианисты Константин Игумнов и Александр Зилоти.

-3

ЮНОЕ ДАРОВАНИЕ

Сегодня на улице Голден-Лейн в Дублине не осталось ни одного старинного дома – сплошь новодел. Но здесь стоит памятный камень, напоминающий, что на этой улице 26 июля 1782 года родился пианист и основатель музыкального жанра ноктюрн Джон Филд. Отец мальчика зарабатывал игрой на скрипке в театрах, так что музыкальная одаренность Джона не осталась незамеченной. Сначала его обучали дед и отец, затем Джону был нанят учитель – итальянец Томмазо Джордани. Свой первый концерт Филд дал в Дублине в возрасте 10 лет.

Московский пианист В.И. Рябчиков в Дублине. Конкурс им. Джона Филда
Московский пианист В.И. Рябчиков в Дублине. Конкурс им. Джона Филда

Затем семья переехала в Лондон, где Джон продолжал выступать и был замечен Муцио Клементи – композитором, пианистом и основателем фабрики музыкальных инструментов. Впечатленный талантом юноши, Клементи предложил заниматься с ним бесплатно. Правда, Филд помогал итальянцу продавать рояли, играя на них.

В 1802 году Клементи решил устроить тур по Европе с одновременной рекламой продукции своей фабрики. Демонстрировать возможности инструментов, играя на них, Клементи попросил 20-летнего Джона Филда.

Клементи и Филд побывали в Париже и Вене. В Австрии Джон играл перед Бетховеном и удостоился похвалы. В Санкт-Петербурге гастролеров также ждал успех. Очень скоро местная публика стала приходить не столько посмотреть на инструменты, сколько послушать игру Джона Филда. Если в Европе ценились виртуозность и сногсшибательная техника, то в России всегда замечали в первую очередь лиричность музыки и исполнения. Именно поэтому Джон Филд пришелся по душе российской публике. А Санкт-Петербург пришелся по душе Филду. В итоге он отказался дальше сопровождать Клементи в туре. Джон успел обзавестись не только полезными знакомствами, но и учениками из среды петербургской аристократии. Клементи, судя по всему, воспринял решение ученика с пониманием: перед отъездом он даже посодействовал назначению Филда на пост преподавателя в Нарве, представив его как своего заместителя. Это гарантировало Филду достаточно высокую ставку оплаты за уроки игры на фортепиано.

Конкурс им. Джона Филда. Ирландия
Конкурс им. Джона Филда. Ирландия

БЕЗ ШАМПАНСКОГО НИКАК

Филд зажил жизнью русского барина, принимал гостей, любил застолье. Он мог позволить себе жить на широкую ногу. Его занятия стоили дорого: если ученик приезжал к нему домой, то урок стоил 15 рублей и бутылку шампанского. А если Филд выезжал к ученику на дом, то урок стоил уже 25 рублей и бутылку шампанского. Шампанское было непременным условием! Правда, с одаренными учениками, такими, как, к примеру, Александр Дюбюк, Джон Филд занимался бесплатно.

Филд был влюблен в Россию. И его талант здесь был оценен по достоинству. С 1804 года он регулярно выступал с концертами в Санкт-Петербургском филармоническом обществе, активно гастролировал и продолжал заниматься преподавательской деятельностью.

В 1811 году Филд женился на своей бывшей ученице Аделаиде Першерон. В браке у пары родился сын Адриан, ставший, как и родители, пианистом. У Джона Филда был еще один сын – Леон, матерью которого была петербургская певица француженка Шарпантье. Впоследствии Леон стал известным в России оперным певцом Львом Ивановичем Леоновым.

С 1822 года Филд жил в Москве, где быстро освоился и стал завсегдатаем модных литературно-художественных салонов. В московской богеме его звали Иваном Романовичем.

Современники восторгались Филдом как пианистом-виртуозом. Его композиторский дар был оценен позднее: именно его стали называть создателем ноктюрна как жанра фортепианной музыки. Ноктюрны Филда, как и его фортепианные концерты, были любимыми произведениями русских музыкантов и публики. Не зря в «Войне и мире» Лев Толстой упоминает Джона Филда: «Эдуард Карлыч, сыграйте, пожалуйста, мой любимый Nocturne мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной»…

В 1832–1835 годах Джон Филд отправился в большое турне по Европе: он выступал с концертами в Лондоне, Париже, Брюсселе, Лионе, Милане и других городах. Но его здоровье было подорвано, Филд вернулся в Москву, где продолжал давать концерты.

Пианист умер 11 января 1837 года и был похоронен на Введенском кладбище Москвы.

Победители II Конкурса им. Джона Филда. Дублин. Февраль 2020 года
Победители II Конкурса им. Джона Филда. Дублин. Февраль 2020 года

СВЯЗЬ СКВОЗЬ ВЕКА

«Хотя мне и не посчастливилось слышать его игру слишком часто, я отчетливо помню его энергичное и в то же время утонченное и четкое исполнение, – вспоминал Михаил Глинка. – Мне казалось, что он даже не нажимал на клавиши, его пальцы просто падали на них подобно каплям дождя, скользили как жемчужины по вельвету. Ни я и никто из истинных почитателей музыкального искусства не может согласиться с Листом, который однажды сказал, что Филд играл вяло. Нет. Игра Филда всегда была смелой, беспорядочной и разнообразной, он никогда не уродовал искусство подобно шарлатану, как это зачастую делают очень популярные пианисты».

Филд придавал огромное значение технике извлечения звука. Его манера исполнения отличалась вниманием к мельчайшим деталям, оттенкам, к каждой ноте. В первую очередь Филд ценил утонченность в игре. Возможно, поэтому не так уж просто играть написанную им музыку.

В 2017 году ирландская ассоциация «Русский мост» и московский пианист Виктор Рябчиков учредили Международный конкурс им. Джона Филда, рассчитывая вернуть музыку ирландского пианиста и педагога в репертуар молодых пианистов. Игру Джона Филда сравнивали с искусством «итальянского бельканто», поэтому в конкурс включена и номинация «Вокал».

Могила Джона Филда. Введенское кладбище, Москва
Могила Джона Филда. Введенское кладбище, Москва

В знак любви и уважения организаторы конкурса посетили могилу Джона Филда в Москве. Они привезли горсть ирландской земли, которую взяли на Голден-Лейн – улице, где он родился. Пусть частичка Изумрудного острова – родины Джона Филда – останется с ним навсегда.

Удивительна связь между Россией и Ирландией в мире классической музыки. Не без старания Филда. Возможно, поэтому одним из немногих иностранных победителей знаменитого Конкурса Чайковского стал ирландский пианист Барри Дуглас. Потому что он играет как русский.