Найти тему
Алексей Доронин

Итальянский гибрид катера и танка

В одном из своих постов я рассказывал о Ka-Tsu - японском гибриде бронемашины и боевого корабля, созданном во время Второй мировой. Но еще раньше, в годы Первой мировой, подобное решение пришло в голову итальянцам.

В первой мировой итальянцам удавалось эффективно использовать торпедные катера. Так, в декабре 1917 два катера проникли в акваторию порта Триест. Был туман; катера незаметно подошли к заграждениям, вскрыли их с помощью гидравлических ножниц и в упор расстреляли торпедами броненосец береговой охраны «Вена», который затонул в течении 5 минут вместе с экипажем. Второму броненосцу – «Будапешт» повезло больше – несмотря на близкое расстояние, итальянский наводчик промахнулся. Из-за тумана преследовать их не стали, и катера благополучно ушли.

Из этого неприятного происшествия австрийцы сделали правильный выводы. Увеличилось количество прожекторов и батарей, акваторию порта стали патрулировать  охранные катера, а знАчимые суда окружались противотрпедной сетью, разрезать которую было крайне сложно. Итальянцы рассмотрели множество проектов того, как катерам проникнуть в порт, и остановились на идее фирмы «Наутиче».  Она предусматривала создание гусеничного катера, гибрида судна и танка. Было создано 4 таких аппарата, которые представляли из себя катера длиной 16 метров, вооруженные двумя торпедами оснащенные гусеницами; экипаж составлял 4 человека. Один электродвигатель приводил в движение винт, а второй – гусеницы. До места катер доставлялся с помощью буксира, потом двигался своим ходом, а заграждения преодолевал на гусеницах.

Новые гибриды попытались применить в 1918 г в австрийском порту Пола. Там стояли только что принятые на вооружение линкоры типа «Вирибус Унитис». Это были мощные эффективные корабли, справиться с которыми, как понимало итальянское командование, будет очень сложно.

Линкор «Вирибус Унитис». Фото из яндекс-картинок.
Линкор «Вирибус Унитис». Фото из яндекс-картинок.

Поэтому было важно уничтожить их ещё до вступления в боевые действия. Первый блин вышел комом – итальянские катера-танки заблудились в темноте, а с рассветом командиры отдали приказ о их затоплении – чтобы враг не получил образцы секретного оружия.

Схематическое изображение танка-катера. Рисунок из открытого доступа
Схематическое изображение танка-катера. Рисунок из открытого доступа

Итальянцы повторили попытку прорваться в порт Пола через месяц. Два миноносца отбуксировали к порту 2 обычных торпедных катера и катер-танк  «Грилло», которым командовал капитан 3 ранга Пеллегрини.

"Грилло". Рисунок из открытого доступа
"Грилло". Рисунок из открытого доступа

Поначалу все хорошо, но, когда «Грилло» преодолевал уже второй ряд заграждений, его высветил  прожектор охранного судна. Поднялась тревога, австрийцы открыли огонь. Но это не остановило Пеллегрини. С помощью гусениц «Грилло» порвал сначала одну, потом вторую протвоторпедную сетку, но чуть не столкнулся со сторожевым кораблем. Тот открыл огонь из 47-мм пушки. «Грилло» остановился и начал тонуть. Пеллегрини отдал приказ пустить торпеды, но в суматохе их не сняли с предохранителей и взрыва не произошло. В итоге «Грилло» затонул, а сопровождающие катера, услышав перестрелку, вернулись. Австрийцы подобрали экипаж, а через несколько  дней подняли катер-танк, внимательно его изучили и заказали Венской судоверфи сделать два таких же. Заказ этот, впрочем, выполнить не успели. А итальянцы отказались от этой затеи.

Мои предыдущие публикации:

Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои

Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись

Как Туполев убрал конкурента

Ka-Tsu: боевая машина, ни разу не вступившая в бой

Морские партизаны Второй мировой

Подземные лодки: попытки создания в СССР и Германии

Радиоуправляемые танки: первые эксперименты в СССР и Германии

Вино вместо бомбардировщиков

Гигантские бомбардировщики графа фон Цепеллина

Как немецкие пилоты в русских валенках бомбили Лондон