В одном из своих постов я рассказывал о Ka-Tsu - японском гибриде бронемашины и боевого корабля, созданном во время Второй мировой. Но еще раньше, в годы Первой мировой, подобное решение пришло в голову итальянцам.
В первой мировой итальянцам удавалось эффективно использовать торпедные катера. Так, в декабре 1917 два катера проникли в акваторию порта Триест. Был туман; катера незаметно подошли к заграждениям, вскрыли их с помощью гидравлических ножниц и в упор расстреляли торпедами броненосец береговой охраны «Вена», который затонул в течении 5 минут вместе с экипажем. Второму броненосцу – «Будапешт» повезло больше – несмотря на близкое расстояние, итальянский наводчик промахнулся. Из-за тумана преследовать их не стали, и катера благополучно ушли.
Из этого неприятного происшествия австрийцы сделали правильный выводы. Увеличилось количество прожекторов и батарей, акваторию порта стали патрулировать охранные катера, а знАчимые суда окружались противотрпедной сетью, разрезать которую было крайне сложно. Итальянцы рассмотрели множество проектов того, как катерам проникнуть в порт, и остановились на идее фирмы «Наутиче». Она предусматривала создание гусеничного катера, гибрида судна и танка. Было создано 4 таких аппарата, которые представляли из себя катера длиной 16 метров, вооруженные двумя торпедами оснащенные гусеницами; экипаж составлял 4 человека. Один электродвигатель приводил в движение винт, а второй – гусеницы. До места катер доставлялся с помощью буксира, потом двигался своим ходом, а заграждения преодолевал на гусеницах.
Новые гибриды попытались применить в 1918 г в австрийском порту Пола. Там стояли только что принятые на вооружение линкоры типа «Вирибус Унитис». Это были мощные эффективные корабли, справиться с которыми, как понимало итальянское командование, будет очень сложно.
Поэтому было важно уничтожить их ещё до вступления в боевые действия. Первый блин вышел комом – итальянские катера-танки заблудились в темноте, а с рассветом командиры отдали приказ о их затоплении – чтобы враг не получил образцы секретного оружия.
Итальянцы повторили попытку прорваться в порт Пола через месяц. Два миноносца отбуксировали к порту 2 обычных торпедных катера и катер-танк «Грилло», которым командовал капитан 3 ранга Пеллегрини.
Поначалу все хорошо, но, когда «Грилло» преодолевал уже второй ряд заграждений, его высветил прожектор охранного судна. Поднялась тревога, австрийцы открыли огонь. Но это не остановило Пеллегрини. С помощью гусениц «Грилло» порвал сначала одну, потом вторую протвоторпедную сетку, но чуть не столкнулся со сторожевым кораблем. Тот открыл огонь из 47-мм пушки. «Грилло» остановился и начал тонуть. Пеллегрини отдал приказ пустить торпеды, но в суматохе их не сняли с предохранителей и взрыва не произошло. В итоге «Грилло» затонул, а сопровождающие катера, услышав перестрелку, вернулись. Австрийцы подобрали экипаж, а через несколько дней подняли катер-танк, внимательно его изучили и заказали Венской судоверфи сделать два таких же. Заказ этот, впрочем, выполнить не успели. А итальянцы отказались от этой затеи.
Мои предыдущие публикации:
Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои
Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись
Ka-Tsu: боевая машина, ни разу не вступившая в бой
Морские партизаны Второй мировой
Подземные лодки: попытки создания в СССР и Германии
Радиоуправляемые танки: первые эксперименты в СССР и Германии