Найти тему

Дружба и чувства (детство)

Во что играют и как дружат маленькие дети? В 3-5 – летнем возрасте у детей завязываются первые дружеские отношения с другими мальчиками и девочками. Хотя младенцы любят, когда с ними играют старшие, а двухлетки предпочитают играть рядом друг с другом, именно к трем годам у детей появляется способность выбирать товарищей по играм. В этом возрасте дети уже понимают, с кем им нравится играть, а с кем нет. В этот период можно помогать ребенку развивать навыки дружбы.

Около трех лет многие дети начинают делиться на группы по половому признаку в рамках игры, когда у них есть выбор. Девочки предпочитают играть с девочками, мальчики с мальчиками. Мальчики и девочки часто выбирают разные игры, стили игры также отличаются. Мальчики могут играть в больших группах в более агрессивные игры. Девочки чаще предпочитают игры с одной или двумя другими девочками. При некоторой поддержке со стороны, многие дети готовы какое – то время играть с детьми обоих полов. Это важное основание для дружбы с людьми обоих полов, которое потребуется в подростковом и зрелом возрасте. Можно дать детям разного пола общее задание или предложить им игру для всех. Развивая дружбу с людьми обоих полов, мы создаем почву для возникновения здоровых, уважительных отношений с противоположным полом во взрослой жизни.

Завязывающаяся дружба – прекрасная возможность поговорить с детьми о чувствах. В этом возрасте дети нередко ощущают, что их чувства задеты.

Для дошкольников важно говорить о чувствах и называть их. Дети 3 – 4 лет могут научиться называть свои чувства и идентифицировать чувства других людей. Они чувствуют эмоции, которые можно назвать «счастье», «мне грустно», «я злюсь», «я в бешенстве», и могут научиться говорить о причинах того, почему они чувствуют это. Также они могут научиться узнавать невербальные эмоциональные знаки других людей. Дошкольники осваивают эмпатию, важное умение для подростков и взрослых людей. Эмпатия – психологический термин, обозначающий сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. Дети в этом возрасте могут предсказать, какую эмоциональную реакцию вызовет та или иная ситуация: «Ты злишься, что я пролила молоко на пол?»

Взрослые могут помогать детям называть и выражать свои чувства.

Во – первых, попробуйте быть чувствительными к эмоциям ребенка и помогайте ему называть их. Это можно сделать так:

- Мне кажется, что ты сейчас чувствуешь__________- это так?

- Ты, кажется, сейчас по – настоящему_______.

- Когда ты________, то чувствуешь________.

Во – вторых, вы можете называть чувства героев из любимой книжки ребенка, или из мультика, или в игровой форме просите ребенка угадать, что будет чувствовать его любимый герой в какой–нибудь ситуации: «Как ты думаешь, что чувствует……».

В – третьих, полезно время от времени называть и объяснять свои собственные чувства во взаимоотношениях с ребенком. «Сегодня мне немного грустно, потому что твой папа уехал из города по работе» или «Мне жаль, что я накричал на тебя, я был зол, потому что ты меня не слушал». Никому не повредит, если вы извинитесь так дети узнают, что никто не совершенен, и видят, как именно нужно извиняться. Сами 3 – летние дети еще не могут догадаться и осознать, что это необходимо сделать.

Послания для детей – дошкольников о дружбе и чувствах.

  • Друзьям вместе весело.
  • Друзья помогают друг другу.
  • Мальчики и девочки могут дружить.
  • У одних детей много друзей, а у других – мало.
  • Если ты отказываешься с кем – то играть, это может задеть чувства другого ребенка.
  • У людей много разных чувств: они могут быть счастливыми, грустными, возбужденными, одинокими, обиженными, смущенными или расстроенными.
  • Когда ты делаешь приятно другим, тебе самому приятно.
  • Злиться – это нормально, а вот обижать кого – то – плохо.
  • Каждый человек иногда бывает испуган.
  • Слова помогают нам описать свои чувства и поделиться ими с другими людьми.
  • Говорить другим людям о своих чувствах – это нормально.

Такие ранние уроки выражения чувств закладывают основу для возможности говорить о чувствах в будущем. Дети, которые умеют идентифицировать свои чувства и предвидеть чувства других, становятся подростками и взрослыми, способными слушать и уважать других, выражать эмпатию и сочувствовать.

В поддержку канала поставьте пожалуйста лайк)