С 1 июля 2020 года в России стала обязательной маркировка обуви, табачных изделий и лекарственных средств. Для участников оборота это означает, что с начала второго полугодия 2020 года они больше не могут производить и реализовывать свою продукцию без специальных двухмерных кодов Data Matrix и фиксации их в системе ЧЕСТНЫЙ ЗНАК.
Как малому бизнесу не попасть под штрафные санкции за реализацию немаркированной обуви, лекарств или сигарет? Об этом мы расскажем вам в этой статье.
Лекарства, табак и обувь – единые подходы к обязательной маркировке
В 2017 году в рамках Постановления правительства РФ №62 от 24.01.2017 г. был проведен эксперимент по маркировке идентификационными знаками отдельных видов лекарственных препаратов для мониторинга их оборота. 1 июля 2019 г. к регистрации в национальной системе цифровой маркировки ЧЕСТНЫЙ ЗНАК были приглашены аптеки и медицинские организации, работающие с препаратами высокозатратных нозологий.
Для производителей и импортеров табачных изделий регистрация в системе ЧЕСТНЫЙ ЗНАК была открыта в марте 2019 года, а с 1 июля 2019 года производство немаркированных сигарет и папирос было полностью запрещено. Также с 1 июля 2019 года начали регистрироваться в национальной системе цифровой маркировки производители и импортеры обуви.
К 1 июля 2020 года, когда маркировка большинства лекарств, сигарет, папирос и обуви стала обязательна, в системе было зарегистрировано 81 тыс. участников оборота табачной продукции, свыше 66 тыс. производителей лекарственных препаратов и около 56,3 тыс. производителей обуви.
Законные требования
Самая большая нагрузка по подготовке к работе с маркированным товаром легла на плечи предприятий розничной торговли и общественного питания (для категории табачных изделий). К 1 июля они должны были приобрести кассовые аппараты, поддерживающие маркировку товаров, специализированное программное обеспечение для такой контрольно-кассовой техники, позволяющее формировать чек с двухмерным кодом Data Matrix, а также двухмерный сканер для считывания штрих-кодов.
Однако надо признать, что у участников рынков табачных изделий, лекарственных средств и обуви не было выбора: только выполнив все требования, предъявляемые к маркировке товаров при их производстве и обороте, они могут минимизировать риски вменения им административных штрафов и конфискации товара.
Варианты решения задачи
Сегодня у предпринимателей есть выбор: самим находить и приобретать сервисы и оборудование для работы с маркированным товаром, или обратиться к одному из поставщиков комплексных решений, действующих на российском рынке.
И если крупные розничные сети обладают необходимыми финансовыми ресурсами и компетенциями для того, чтобы проанализировать рынок таких сервисов и решений и найти интеграторов, способных собрать их полный набор из понравившихся им предложений разных компаний, то малому и даже среднему бизнесу больше подходят готовые комплексные решения.
Так, компания «ШТРИХ-М», официальный партнер Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), в партнерстве с американской компанией Zebra Technologies предлагает предприятиям розничной торговли пакетные решения для работы с маркированными товарами всех трех товарных категорий. В их числе есть готовые пакеты с оборудованием и программным обеспечением для точек продаж (Point of Sales, или POS), скомплектованные специально для того, чтобы помочь небольшим магазинам, аптекам и киоскам быстро привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями законодательства к обороту табачных изделий, обуви и лекарственных средств.
Решение «под ключ», предназначенное для реализации маркированных сигарет и папирос в магазине у дома, включает в себя POS-компьютер, контрольно-кассовую технику, POS-монитор и POS-клавиатуру. Для табачных киосков компания «ШТРИХ-М» и Zebra Technologies предлагает три варианта пакетов. Первый включает в себя POS-компьютер и ККТ, второй – POS-монитор и POS-клавиатуру, а в третий вариант пакета входит дисплей покупателя и биоптический сканер.
В комплект решения, предназначенного для реализации маркированной обуви в небольших магазинах, вошло оборудование от Zebra Technologies и ШТРИХ-М: POS-компьютер, ККТ, POS-монитор, POS-клавиатура, дисплей покупателя, биоптический сканер, а также терминал сбора данных.
Специально для работы с маркированными лекарственными препаратами разработаны два варианта пакетных предложений – «Лайт» и «Премиум». К примеру, первый из них представляет собой POS-cистему, в состав которой, помимо предназначенных для эксплуатации в точках продаж компьютера, клавиатуры и монитора, входят ККТ, дисплей покупателя, два сканеры – ручной и биоптический, а также терминал сбора данных и денежный ящик.
Понятно, что компании «ШТРИХ-М» и Zebra Technologies далеко не единственные поставщики оборудования и программного обеспечения для реализации товаров с маркировкой. Но в пользу их совместных комплексных решений свидетельствует тот факт, что как официальные партнеры Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) – оператора системы цифровой маркировки и отслеживания товаров – обе компании участвуют во многих пилотных проектах внедрения маркировки.
Сканер VMC был признан экспертами ЦРПТ одним из лучших по скорости считывания кодов Data Matrix. Эти эксперименты подтвердили, что ККТ, программное обеспечение и 2D-сканеры производства «ШТРИХ-М» и Zebra Technologies – это все, что нужно рознице для работы в национальной системе маркировки Честный ЗНАК.