Теплоход отплыл от причала в Москве и мы попадаем в гидротехнический объект №1 – канал имени Москвы (о канале много написано, и я подробно писала о нём в книге «Архитектура гидросооружений»). Между Северным речным вокзалом и Дубной, откуда начинается канал имени Москвы, 6 шлюзов с перепадом высот 49 метров. Самый запоминающийся по архитектурному оформлению – шлюз №3, на башнях ворот которого установлены выполненные из красной меди макеты парусного корабля – каравеллы «Санта-Мария», на которой Христофор Колумб пересёк Атлантический океан.
Параллельно каналу проходят Дмитровское шоссе и железная дорога Савёловского направления.
Проплыв 123 км по каналу и опустившись до уровня воды в Волге, теплоход движется далее по водохранилищу, созданному Угличским гидроузлом.
Минуем город Калязин и его самый знаменитый символ – уцелевшую при заполнении водохранилища колокольню Никольского собора.
Подплываем к Угличскому гидроузлу. Траектория движения теплохода позволяет рассмотреть основные сооружения гидроузла (на фото справа налево): здание ГЭС с тремя тройными окнами, 6-типролётную водосливную плотину…
…и однокамерный шлюз, опускающий наш теплоход на 11 метров до уровня Рыбинского водохранилища.
Кстати. На заметку туристам.
Если вы отстали от теплохода, гуляя по Угличу, а должны возвращаться в Москву, немедленно берите такси и на шлюз! Вам помогут – переправят вас с земли на борт шлюзующегося теплохода.
Шлюзуемся…
Углич проплыли мимо.
Побывали в Мышкине (см. Из Москвы в Питер: взгляд с борта теплохода. Исторический). Волга из естественного русла плавно переходит в Рыбинское водохранилище.
Если повернуть направо, поплывём к Рыбинску, Рыбинскому гидроузлу и можно доплыть до Астрахани, а двигаясь на север, попадаем в Волго-Балтийскую систему, которая начинается рекой Шексной. Шлюзом №7 поднимаемся на 13 метров в Шекснинское водохранилище и вплываем в Белое озеро.
Затем по реке Ковже мы доплываем до водораздельного канала и системой шлюзов на реке Вытегре спускаемся в Онежское озеро.
Система шлюзов на Вытегре уникальна: на 39 км реки расположены 6 шлюзов общим перепадом высот 80 метров.
В Онежское озеро впадает около 50 рек, а вытекает только Свирь. 2 шлюза на Свири: Верхне-Свирского и Нижне-Свирского гидроузлов опускают нас на 28 метров, чтобы можно было попасть в Ладожское озеро, а из Ладожского озера по Неве в Санкт-Петербург.
Это техническая информация.
Чтобы понять суть процесса, представьте. Вы идете по дороге с уклоном, а рядом бежит ручеёк. Уклон больше - скорость воды больше. Попался камушек- ручеёк пытается его обогнуть. А если камень большой? Скорость водного потока падает и образуется лужа. Если Вы поставите поперёк ручейка ногу, вода выше ноги будет накапливаться, а ниже - или временно перестанет течь, или будет просачиваться. Создастся перепад уровней воды: до ноги и после ноги, т.е. мы получили модель создания специальных речных гидротехнических сооружений. Вместо ноги - плотина с гидроэлектростанцией, чтобы разумно использовать перепад высот для выработки электроэнергии, выше ноги - водохранилище, а пропуская воду через агрегаты ГЭС или специальные водосливы ниже ноги, мы получаем нижний ручеек. Если надо двигаться по воде, в месте ноги должно быть гидротехническое сооружение – шлюз.
А это впечатления от гидротехнических объектов.
Наиболее сильные - от ночных шлюзований на Вытегре.
( все фотографии из архива автора)