Найти в Дзене

Молотов: речные танки отбывают на запад

«Будем работать матросами, шкиперами, кочегарами, масленщиками, поможем камскому флоту справиться с большой работой...». Кликайте и слушайте военную историю камского речного флота.
Оглавление

«Будем работать матросами, шкиперами, кочегарами, масленщиками, поможем камскому флоту справиться с большой работой...». Кликайте и слушайте военную историю камского речного флота.

Пароход «Память Гурьянова», 1960 год. 
автор: предположительно Альфред Новиков.
источник: «История Перми» (vk.com/oldperm).
Пароход «Память Гурьянова», 1960 год. автор: предположительно Альфред Новиков. источник: «История Перми» (vk.com/oldperm).

Из воспоминаний капитана речного флота А.И. Дубровского:

«Пароход "Память Гурьянова" Камского речного пароходства, переоборудованный под госпитальное судно, осенью 1942 года был передан в распоряжение начальника передвижения войск Приволжского военного округа и работал по вывозке раненых из-под Сталинграда. На тентовой палубе поставили пушку и спаренный пулемет. Были, конечно, и опознавательные знаки Красного Креста. Под Сталинградом мы посадили около 500 раненых и взяли курс на Казань.

Все шло нормально. Но вот около пристани Дубровка в небе показался немецкий самолет. На судне объявили тревогу, и команда приняла боевое положение. Фашистский самолет прошел над нами и бросил бомбу, разорвавшуюся в реке впереди нас.

Вторая бомба легла за кормой судна. Очередью из пулемета был прострелен тент, под которым лежали раненые. Когда немецкий самолет сделал еще один заход, из-под кормы зенитчицы поймали его в прицел и самолет задымился, круто повернул к берегу и, приземлившись, взорвался.

Однако бой еще не закончился, на нас обрушилось целое звено немецких самолетов. Но тут явились советские истребители. Один "стервятник" сумел прорваться и низко полетел на нас, открыл ураганный огонь, но наши посадили его буквально перед самым носом парохода, настолько близко, что пришлось отвернуть пароход, чтобы не напороться на него…».

Речной флот в годы войны

История Камского пароходства знает много героических рассказов о речниках, служивших на фронте и доблестно трудившихся в тылу. Так, в первые недели войны на фронт добровольно ушли тысячи речников. На прифронтовых реках и озерах были созданы военные флотилии. Лучший пассажирский транспорт был переоборудован под госпитальные нужды.

Пассажирский пароход «Гончаров» — плавучий госпиталь №54.
источник: pobeda.mintrans.ru
Пассажирский пароход «Гончаров» — плавучий госпиталь №54. источник: pobeda.mintrans.ru

Из воспоминаний начальника Главного штаба Военно-морского флота Н.Д. Сергеева:

«В пополнении флотилии значительная роль принадлежит речникам. Только речной флот страны в годы войны передал около тысячи судов для переоборудования их под боевые корабли и вспомогательные суда… А капитаны речных судов становились подчас их военными командирами и показывали незаурядные воинские способности, образцы мужества и героизма!».

С июля 1941 года основной задачей пассажирского флота, наряду с воинскими перевозками, стала эвакуация населения. Возможностей для этого у речного транспорта было немного, поэтому пришлось привлекать и суда пригородного сообщения, предназначавшиеся для пассажирских и грузовых перевозок. На судостроительных заводах специалисты изыскивали необходимые материалы, и по быстро разработанным эскизным проектам (иногда и без них) переоборудовали несколько сотен несамоходных судов(например, барж) для перевозки людей. Так, Северо-Западное пароходство подготовило более 60 барж, Нижне-Волжское — 30, Камское — 12.

Речники центральных районов страны, мобилизовав все возможности, успешно справились с перемещением огромного количества людей и массы различных грузов. Так, по Москве-реке, Оке, Волге, Каме было эвакуировано свыше одного миллиона человек и около 350 тыс. т оборудования, готовой продукции, продовольствия. Это существенно разгрузило железные дороги. Теперь они эффективнее использовались для продвижения воинских эшелонов и составов с оборудованием заводов.

Речники работали также и на суше. В пароходствах регулярно организовывались субботники и воскресники, в которых вместе с коллективами портов принимали участие сотрудники других организаций речного транспорта и члены их семей. Например, 17 августа 1941 года был проведен Всесоюзный воскресник. В нем приняли участие свыше 100 тыс. человек.

Речной вокзал

Камское пароходство сыграло значительную роль в помощи жителям Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Карелии — в прибытии на территорию Молотовской области. Для многих из них жизнь в Молотове началась с Речного вокзала.

Здание Речного вокзала было введено в эксплуатацию за полгода до начала войны, 6 ноября 1940 года. Несмотря на неоконченные работы, по своим размерам, комфортабельности и архитектурному оформлению здание занимало 2-е место в СССР после Химкинского речного вокзала в Москве.

Речной вокзал, 1940 год.
источник: сканы  вырезок журнала «Ретроспектива» из архива В. Ивашкевича.
Речной вокзал, 1940 год. источник: сканы вырезок журнала «Ретроспектива» из архива В. Ивашкевича.

С началом войны в здании Речного вокзала дополнительно разместились военная комендатура и эвакопункт с санпропускником и столовой. Допуск в здание и к причалам ограничили. По периметру сколотили высокий дощатый забор. В гостинице, расположившейся на втором этаже, в период эвакуации жили многие видные деятели советского искусства и культуры.

Женщины на флоте

Война изменила не только облик Речного вокзала, но и состав рабочих Традиционно на флоте работали мужчины, но практически все они ушли на фронт. Их заменили женщины. В Камском пароходстве жены мобилизованных рабочих и служащих Симонихинских мастерских (Удмуртия, Сарапул) выступили в местной газете с обращением к домохозяйкам:

«Мы считаем своим долгом и обязанностью пойти на производство. Будем работать матросами, шкиперами, кочегарами, масленщиками, поможем камскому флоту справиться с большой работой...».
Почтальон на берегу. Северный флот, 1942 год.
автор: Евгений Халдей.
источник: МАММ / МДФ.
Почтальон на берегу. Северный флот, 1942 год. автор: Евгений Халдей. источник: МАММ / МДФ.

В 1942 году появились речные суда, команды которых полностью или большей частью составляли женщины.

Начинания речников

На завершающем этапе войны развитие получили творческая активность и инициатива работников речного транспорта. Так, работники пристани Левшино Камского пароходства организовали мелкий ремонт барж своими силами, что способствовало сокращению простоев судов. А механизатор Пермского порта А.И. Шеина взяла обязательство производить текущий ремонт погрузочных механизмов, не выводя их из эксплуатации — используя перерывы в работе. Чтобы не зависеть от мастерских, она овладела профессиями токаря и слесаря, стала сама изготовлять необходимые детали.

Начинания новаторов получили распространение во многих пароходствах. В газете «Правда» отмечалось:

«По инициативе механизатора Камского пароходства комсомолки Шеиной среди речников еще осенью началось движение за ремонт пристанских механизмов. Это движение выявило дополнительные возможности улучшения механизации пристанского хозяйства».

Служащие речного флота наравне с остальными производственниками города включились в социалистические соревнования. В ходе соревнований были предложены рационализаторские усовершенствования. Продуманная организация погрузки и разгрузки судов и четкая работа диспетчерского аппарата позволили в 1,5 раза увеличить завоз угля, руды, флюсов и других материалов на заводы, а также вывоз черных металлов.

«Речные танки»

Жители Молотова не только отправлялись на фронт и эвакуировали людей, но и строили суда, форсировавшие реки в ходе военных действий. В городе есть давняя традиция судостроения, которую в советское время продолжил завод №344 (позднее — завод «Кама»).

В июле 1941 года завод принял эшелоны с оборудованием и специалистами эвакуированных предприятий из Николаева, Ленинграда, Мытищ и Коломны. Массовое производство перешло на выпуск артиллерийских снарядов. Коллектив завода приступил к реализации проекта №1125, более известного как «Речной танк».

Бронекатера судозавода во время отправки во флотилии в годы войны, 1943 год.
источник: «История Перми» (vk.com/oldperm).
Бронекатера судозавода во время отправки во флотилии в годы войны, 1943 год. источник: «История Перми» (vk.com/oldperm).

Конструкция корабля, оснащенного артиллерийскими орудиями, была создана главным конструктором бронекатеров наркомата судостроительной промышленности СССР Ю.Ю. Бенуа в 1935 году. Но для завода «Кама» такое производство было новой задачей. Преодолев массу трудностей, коллектив предприятия спустил первый молотовский бронекатер на воду в ноябре 1942 года. Молотовские бронекатера вступили в строй летом 1943 года.

Этот вид вооружения был востребован во время наступательных операций Красной Армии. Тогда форсирование рек было одной из важных боевых задач, включающих высадку десанта, разведку, поддержание огнем действий сухопутных войск в прибрежных местностях.

О сложности боев, в которых было необходимо преодолеть водную преграду, свидетельствуют истории пермяков — Героев Советского Союза. Так, из 214 Героев 52 человека получили высшую степень отличия за подвиг, совершенный во время битвы за реку Днепр.

Речное училище

Специалистов речного флота готовил Молотовский речной техникум (сейчас — Пермский филиал Волжского государственного университета водного транспорта). Начавшаяся война нарушила нормальный ход работы учебного учреждения.

Занятия проходили в холодном помещении, зачастую без света. Учащиеся занимались выгрузкой, распиловкой дров, работой в подсобном хозяйстве, на железнодорожном вокзале.

Все тяготы жизни и учебы вместе с юношами делили и девушки — они составляли около трети всех учащихся. Из воспоминаний К.М. Чулошниковой:

«Днем мы учились, сидели на занятиях в пальто, засунув руки в рукава. Чернила в чернильницах были замерзшие, бумаги не было, писали на старых книгах, на оберточной бумаге. После занятий разгружали эшелоны с ранеными, стирали и штопали шинели, дежурили в госпиталях. Особенно все стремились работать в столовой, где чистили картошку и за это получали картофельные очистки, из которых потом стряпали лепешки, обкатав их в отрубях».

Выпускники училища в годы войны усердно работали. Речники перевозили людей и оборудование из прифронтовых районов в тыл, на фронте под вражеским огнем доставляли подкрепление и боеприпасы, переправляли раненых. В навигацию 1942 года выпускники техникума И.В. Кузнецов и А.И. Дубровский, будучи капитанами камских пароходов «Большевик» и «Память Гурьянова», работали во фронтовых условиях в районе Сталинграда.

Всего за годы войны из техникума на фронт ушло свыше 300 человек — преподавателей, учащихся и выпускников, почти треть из них погибли. За время войны техникум закончили 173 судоводителя и судомеханика, из них 43 женщины.

Пассажирские перевозки

В 1944 году стали развиваться регулярные пассажирские перевозки, резко сократившиеся в первые военные годы. Открылось движение на линиях Москва–Астрахань и Москва–Пермь (через канал Москва–Волга). Были освоены новые местные линии. Прекратилось массовое использование пассажирских пароходов на буксировке несамоходных судов.

Копилка знаний

Текст подготовлен:

  • По материалам официального сайта Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта;
  • По материалы проекта Светланы Федотовой электронного периодического издания Нового компаньона «Реальная Пермь»;
  • По материалам официального сайта Пермского государственного архива социально-политической истории: «Судостроительный завод «Кама» в годы Великой Отечественной войны»;
  • По материалам официального сайта Пермского краевого научно-производственного центра по охране памятников (объектов культурного наследия): «Вокзал речной»;
  • По материалам официального сайта Министерства транспорта Российской Федерации: «Речной транспорт в годы Великой Отечественной войны»;
  • Владимир Чистов «И реки тоже сражались». Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета «Транспорт России»;
  • Монография «Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне». Коллектив авторов;
  • Поварницын Б.И., Гриф М.Л. Пермский судостроительный завод «Кама»: 90 лет истории.