Наводящий ужас Калин-царь, полное имя Собака Калин царь, предстает в народных сказаниях властителем несметных орд захватчиков. Он идет на волшебный былинный Киев, и хочет не просто дани и княжну себе в наложницы, он злонамерен, уничтожить сам сакральный центр былинной Руси. Калин-царь является отображением в народной памяти опустошительных татарских карательных походов, в былинной традиции Калин-царь ассоциируется с Мамаем. Как главная угроза былинной Руси, Калин-царь является противником сильнейшего ее защитника Ильи Муромца.
Когда великий советский сказочник Александр Птушко взялся за создания картины «Илья Муромец» перед ним стояла непростая задача, подобрать Илье Муромцу в исполнении самого Бориса Андреева, не уступающего в харизме антагониста. И на роль Калина-царя замахнулся один из сильнейших театральных актеров страны Шукур Бурханов. Образ зловещего завоевателя получился выше всяких похвал. Когда «Илья Муромец» прокатывался в Америке, из-за некорректного перевода и убогого монтажа, иностранцы не поняли всех смыслов заложенных в ленту, но жуткий захватчик с пылающим взором, даже за океаном навел ужасу.
Исполнивший роль Калина-царя актер виртуоз родился за семь лет до революции в религиозной семье. Отец Бурхан-ходжа ревнитель старых устоев был враждебен к привнесённым советской властью культурным и социальным веяниям. Ориентиром для мальчика был дядя музыкант Хамидулла. Непосредственно к искусству юноша приобщился после того как поступил в сельскохозяйственный техникум. При учебном заведении состоял драматический кружок, к деятельности которого товарищи по учебе привлекли артистичного парня.
Для того что бы стать актером Шукуру пришлось порвать с семьей. После чего отец возненавидел брата жены, он обвинял Хамидуллу в потере своего сына. Впоследствии родители все же смирились с профессией Шукура.
Начинающий актер примкнул к труппе самаркандского театра, и переехал вместе с театром в Ташкент. Способного парня отправили повышать квалификацию в Москву, в Вохтанговскую студию. Получив прекрасное театральное образование Шукур вернулся, и принял деятельнейшее участие в становлении национального узбекского театра.
Несмотря на исполненные в кино яркие и незабываемые роли сам Шукур считал себя, прежде всего театральным актером. В Ташкенте Бурханов был звездой, его театральные роли на родине были даже известней киноролей. Страсть и буйный темперамент лицедея никогда не оставляли равнодушным пришедшего на спектакль зрителя.
В случае Бурханова выражение «театр стал вторым домом» является далеко не абстрактным. В свою скромную квартиру он приходил только ночевать, основная часть жизни проходила в театре, а когда не было спектаклей и репетиций, лицедей ходил по городу и общался с людьми. Бурханов был убежден, что творец никогда не должен отрываться от народа, через общение с простыми людьми он набирался мудрости и познавал человеческие характеры. Часто советовался с бывалыми людьми по поводу подхода к исполнению ролей.
В театре неохотно отпускали актеров на съемки, поэтому Бурханов сыграл не так много ролей в кино, но каждый созданный на экране образ был проработан до мельчайших деталей и от того убедителен. Маски героев и злодеев как будто прирастали к лицедею, и зритель искреннее верил, что перед ним настоящий «Собака Калин царь», а не ряженый и загримированный актер.
Бурханов играл в военных и революционных драмах своего друга Камила Ярматова «Дорога без сна» (1947), «Буря над Азией» (1964) и «Всадники революции» (1968). В золотой фонд советского кино также вошли созданные актером образы: пугающего вероломством и силой духа эмира бухарских воров Ибрагима в масштабной эпопее «Крушение эмирата» (1955), ученого просветителя трагической судьбы султана Улугбека в биографическом кинополотне «Звезда Улугбека» (1964).
Когда у Шукура появились внуки, он построил большой дом, где они с женой Шакархон встречали старость в окружении большой дружной семьи. После того как здоровье любимого в народе актера пошатнулось он несколько отошел от театра и стал больше времени посвящать воспитанию внуков. Достойная старость, правда, была омрачена тем, что Шукуру и Шакархон довелось пережить своих детей.
Художника сцены не стало 15 августа 1987 года, Шукур Бурханов достойно прожил 76 лет, за свою творческую жизнь он исполнил более ста ролей в театре и кино, и каждый созданный лицедеем образ обогатил советскую культуру.