Найти тему

Трудовые будни. Что дальше?

Увы, трудовые будни для меня начались, когда мне еще не было и 18 лет. Так уж получилось, что родители не могли обеспечивать нас с братом. Денег не хватало порой даже на еду. Когда я закончила школу, оказалось, что у меня нет ни приличной одежды, ни приличной обуви, ни сумки, ни денег на парикмахерскую. Для молоденькой девушки это почти трагедия. Я поняла, что придется в ближайшее время начинать себя обеспечивать.

Тогда, конечно, было обидно. Родительская поддержка в таком возрасте имеет большое значение, особенно для дочери. Но, видимо по карме, я была лишена и материальной и психологической помощи со стороны взрослых. Сейчас я их не осуждаю, так как смысла в этом не вижу никакого, разве что обзавестись новой негативной кармой. У них свой путь, у меня – свой.

«Благополучно» завалив вступительные экзамены, я отправилась на рынок труда. Было это достаточно давно, в конце дивных 90-х. Время было непростое. И первое, что мне удалось выяснить: до исполнения полных 18-ти никакой работы мне не светит. Так говорили «знающие» люди. Но необходимость отодвигала отчаяние на задний план. С помощью хороших знакомых я стала репетитором для девочки-младшеклассницы. Ее родителям нужен был человек, готовый работать за небольшие деньги, мне нужен был хоть какой-то доход. Так у меня появился первый заработок, которого едва хватило на более-менее приличный внешний вид.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что этот опыт был лучше, чем ничего, чем пустое ожидание совершеннолетия. Приличная семья, способная ученица, своевременная оплата. Если тогда я могла бы это оценить, психологически мне было бы куда комфортней. Чего мне тогда по-настоящему не хватало – это мудрой поддержки взрослого человека. Ежедневно долбить «тебе нужно учиться», «надо получить образование», может каждый. А вот помочь разобраться, чем ты действительно хочешь заниматься в этой жизни, не каждому по плечу. Такой поддержки я, увы, была лишена. Я не знала кем хочу стать, куда хочу пойти учиться. И моя жизнь двинулась по отработанному родительскому сценарию: нелюбимая работа, недовольство, безысходность.

Итак, мне исполнилось 18. Образования, кроме школьного, у меня не было. Репетиторство, в связи с окончанием учебного года, закончилось. Отец выносил мозг на тему, что я сижу у него на шее. И пошла печаль. Пришлось идти работать и насиловать себя ради заработка. Но деваться было некуда. Я вынуждена была себя обеспечивать.

Поразмыслив над ситуацией, я решила, что лучший способ хоть как-то устроиться сейчас в жизни, это пойти в торговлю. Торговый бизнес в то время во всю набирал обороты. Частным предпринимателям требовались продавцы. Работу в этой сфере было найти вполне возможно. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что многие работодатели берут только людей имеющих высшее образование. Зачем оно в магазине компьютерной техники, я еще могла понять, но в малюсеньком павильоне с китайскими шмотками…

Так было в конце 90-х, начале 2000-х. Приходишь в павильон с джинсовой одеждой. Площадь два на три метра, сидит девушка на табурете, ждет покупателей. Требуется второй продавец – с высшим образованием. В соседнем магазине та же история: требуется продавец обуви с высшим образованием, причем неважно каким, главное, чтобы высшее. Что это было? Предпринимательская мода? Может, тогда считалось престижным нанимать образованных людей? Или считалось, что без высшего образования невозможно подобрать одежду покупателю или посчитать деньги в конце смены?

К счастью, эта тенденция накрыла тогда не всех. Мои поиски увенчались успехом, если это так можно назвать, - меня взяли работать в маленький отдельчик с бытовой химией. Если помните, тогда площади больших магазинов сдавались в аренду даже не павильонами, а просто разгораживались на отделы. В магазине, где я начала свой трудовой путь, было шесть таких отделов. Коллектив оказался неплохой. Вынос мозга со стороны родителей прекратился. Снова появились свои деньги.

Но радость моя длилась недолго. Если человек работает не по призванию, работа через месяц-другой становится каторгой. Тогда я впервые поняла, что не каждая работа хороша, даже если за нее исправно платят.

Трудовая деятельность занимает 8-10 часов в день. Если в эти часы, почти ежедневно в голове крутится мысль: скорее бы закончился рабочий день, это саморазрушение – психологическое, физическое, духовное. Так мы зарабатываем неврозы, хронические заболевания, депрессии.

Тогда я была очень молода. О саморазрушении не задумывалась. Да и считала, что на тот момент деваться мне больше некуда. В детстве я видела как мои родители тянули лямку, жаловались на ненавистную работу и безысходность. Как известно, то, что закладывается в детстве, очень трудно потом убрать из головы. А чтобы убрать, еще и надо распознать.

Но мне помогла Вселенная. Через несколько месяцев хозяйка свернула свой бизнес, и мне пришлось двигаться дальше по моему жизненному пути.

О том, что было дальше, о моем опыте и размышлениях, читайте в следующих публикациях.