Найти тему
ЯтыЗдоров

Толстые школьники, или Расплата за сытые времена

Я человек, чья школьная жизнь пришлась на 90-е годы. Помню те времена отлично. Не буду писать здесь о бытовавших тогда нравах – эту тему оставлю другим. Сконцентрируюсь на другой теме, а именно... В общем, не было в те года толстых или как сейчас принято говорить, школьников с лишним весом. Если и были, то редко. У нас в классе точно не было, а училось нас 27 человек. В школе было порядка 1300 учеников. Из всего своего потока я могу припомнить только одного полненького мальчика, который оным и остался. Наверное, у него что-то с физиологией. Мы реально в те годы ели меньше. Сегодня же посмотрите какое изобилие продуктов в магазинах!!! Глаза разбегаются от тех вкусностей, запахов... Всё это сказывается не только на взрослых людях, но даже на детях.

Фото использовано в качестве иллюстрации.
Фото использовано в качестве иллюстрации.

Каждый день я прихожу на школьный стадион на пробежку. Там одновременно со мной занимаются школьники. Моё там присутствие я согласовал с учителями и стараюсь не мешать их учебному процессу. И всё бы ничего, да только процентов 30 всех детей, которых я вижу – с лишним весом. Недавно я стал свидетелем такой вот ситуации. Мальчики играют в футбол. Среди них бегает... Ну, как бегает... Два-три шага сделает и тут же останавливается мальчик, который шире своих сверстников раза в три. Дети отыграли минут 15 – не больше. Смотрю, этот "широкий" мальчик уходит с поля, подходит к скамейке, где лежал его рюкзак. Садится, достаёт пластиковый контейнер, потом извлекает из него бутерброд: два кусочка батона, а между ними куски сыра и колбасы. Он поднимает бутерброд над головой и кричит:

– Димка, ты бутер будешь?

Мальчик, по-видимому Димка, в этот момент отыгрывал голевой пас и ему точно было не до еды. Увлечённый игрой, он даже не отреагировал на вопрос друга. "Широкий" мальчик умял бутерброд и снова вышел на стадион. Надо ли говорить, что его активность теперь упала до нуля. Наконец игра закончилась (а я все это время бегаю по стадиону), мальчики подошли к турникам. Димка продолжил подтягиваться, висеть на перекладине, а вот его "большой друг" стоял рядом. Я решил заговорить с ними. Не знаю, может и не надо было этого делать, но... В общем пробегая в очередной раз мимо парней, я остановился и спросил у "широкого" мальчика:

– Извини, пожалуйста, не хочу тебя обидеть, но ты не думал сесть на диету?

Мальчик не ответил. Засмущался. Опустил глаза. Понятно, что лишний вес для него это большая проблема. И это точно должны видеть и понимать его родители, и не класть ему бутерброды в школу – достаточно обеда в школьной столовой. За него ответил Димка.

– Зачем вы у него это спрашиваете? Хотите унизить?

– Нисколько, – сказал я и уточнил, что желаю его другу только добра. Димка рассказал, что у его друга, которого, кстати, зовут Максим, есть проблема с лишним весом: в свои 10 лет он весит 80 кг при росте 160 см.

– Я занимаюсь с ним, мы бегаем много, – говорит Димка. – Месяц назад он весил 90 килограммов. Сейчас он худее... Я ему говорю, чтобы он перестал есть бутерброды, но он меня не слушает. За это я его заставляю больше двигаться. Знаете, у нас в классе не он один полный... Есть ещё три человека...

На этом мы распрощались. А я побежал дальше, думая о том, что надо менять в школьном образовании уже сегодня, чтобы мы, как и американцы, не вошли в когорту самой толстой нации. Конечно, не снижать количество уроков физической культуры в школьной программе. Три урока в неделю – это тот минимум, который должен быть. На основе своих наблюдений сделал ещё один вывод: школьники не умеют бегать. Да-да, не умеют бегать, хоть бег и считается естественным способом движения человека. Когда учитель говорит им пробежать в качестве разминки круг-другой-третий, они несутся сломя голову по стадиону. Большинство пробегает 100-200 метров изо всех сил, потом переходят на шаг, тяжело дыша и держась за бок. Потом снова возобновляют бег, пробегая еще 50-100 метров и снова переходят на шаг. При этом никакой концентрации на беге, дети смеются, толкаются (это те, кто по младше). И так до финиша. Разве это правильно? Учитель должен сам показать, то есть пробежать вместе с ними, как нужно бежать для разминки, как дышать, какой держать темп. А потом мы удивляемся, что у многих детей отвращение к занятиям физкультурой. Да, это мнение потом с годами меняется, когда поприжмут болезни, но решает ли такой подход проблему воспитания здоровой нации??? Это большой вопрос.