Контингентик у нас на поверку не так, чтобы очень. Старшее поколение жен - бывшие челночницы, успевшие ухватить свой турецкий паспорт впридачу к мужу еще в середине 90-х. Средний возраст - из туристок, имевших достаточно легкомыслия закрутить курортный роман всерьез. Есть и кризисные жены - каждая волна прибивает к нашим берегам уставших от тяжелой жизни в депрессивных регионах красоток, у которых все еще глаза горят от просторных квартир и доступных ресторанов. Уровень бесед - соответствующий.
Но при этом в баталиях о турецком образовании - откуда что берется? Внезапно оказываешься среди академиков и профессоров, брезгливо затыкающих благородные носы и в ужасе отмахивающихся от примитивных программ.
- Уровень просто ужасен, восклицают они.
- Готовят исключительно стафф для отелей и кафе - ни тебе истории древнего Рима, ни зарубежной литературы - растят сплошную серость, вторят другие, отложив на минутку томик Донцовой ради участия в жаркой дискуссии.
- А математика! Та самая, которая ум в порядок приводит! Ведь когда мы в России учим логарифмы с интегралами, здесь едва подходят к таблице умножения!
Например, одна знакомая дама, так и не прижившаяся в турецком Махмутларе, еще несколько лет возникала в каждой школьной теме на Фейсбуке. Выскакивала, что твой чертик из табакерки, и рассказывала о пережитых страданиях детей, деградирововавших в турецкой государственной школе. Вернувшись в Магнитогорск ее девочки были немедленно отправлены в самые прогрессивные лицеи, и отмершие было клетки головного мозга начали медленно, но верно регенерировать. Беда была в том, что ни сама мама, ни обе дочери не осилили главную часть программы - турецкий язык, однако поддержку ее яростные комментарии находили колоссальную.
А что не так с госшколами и частными заведениями?
В принципе - все так, в достаточном количестве представлены и те, и другие. Есть старенькие, покрытые черненьким грибком школы в парниках, в 3 километрах от моря, есть и новые - образцово -показательные (многие махалле дождались-таки плодов реформы и получили блестящие, с иголочки, здания с комьютерными классами и умными досками), есть и частные заведения, с преподаванием на английском языке и обширной развивающей программой - тенис, плавание, театр и экскурсии. В общем, даже в нашем маленьком городишке выбор имеется на любой вкус и кошелек.
Как в государственных, так и в частных школах действует единый образовательный стандарт. И вот он сильно отличается от привычного нам - как тяжеловесного советского, так и разношерстного и экспериментального, современного.
Предметов мало и они базовые, фундаментальные. Младшие школы стартуют с примитивчика - турецкий, математика, окружающая среда, изошка, музыка, чуть-чуть физической активности. Потом это великолепие разбавляется естествознанием, смесью истории с социальными науками, иностранным языком.
Для нас этот набор непривычно мал. А вот для детей, в итоге, оказывается в самый раз. В Турции нет экспериментальных программ, стандарт разработан строго в соответствии с возрастными нормами, методики обучения едины и неукоснительно соблюдаются всеми учителями - от молодых выпускников до пожилых и заслуженных. Результаты радуют - без всяких дополнительных развивашек к концу первой же четверти все шестилетки бегло читают и красивым ровным почерком пишут первые диктанты. Практический уклон полезен и в жизни - каждый первоклассник четко знает, как переходить дорогу, почему нельзя идти смотреть котят с незнакомцами, сколько в нас костей и довольно ловко считает, сколько сдачи получит в булочной и хватит ли этого на печенье. Учитывая, что в первый класс тут идут с 5,5 лет и самостоятельной подготовки не требуется - вполне достойный результат.
Схалтурить и проскочить - не выйдет
Второй любопытный момент - вся эта легкость и примитив только иллюзия. С каждым семестром сложность нарастает, требований становится больше. Новые предметы тоже добавляются, а старые - углубляются, и довольно серьезно. Например, малыши уже играют по нотам и пытаются скопировать Джоконду, а когда вы решили рассказать, наконец, о других шедеврах - внезапно узнают Ван Гога и Пикассо. Не знаю, как другим родителям, но я точно не против, что школа делает свою работу в ненавязчивом режиме, ведь в итоге к окончанию первых четырех классов - у меня готовый собеседник, сжирающий тонны книг на турецком - адаптированных, конечно и посягающих на неадаптированные мои, на русском.
В заданиях же по астрономии, которая миновала мой лицей в конце 90-х, я и вовсе тайком страхуюсь гуглом или делаю вид, что не расслышала вопроса.
Разминочка заканчивается в средней школе. Тестов, к которым детей натаскали в первые годы, становится еще больше, а вся система направлена на подготовку к финальным экзаменам. Вероятно, кто-то так и не получит самый высокий балл - но вины системы в этом точно не будет. Никто не растеряется, не потеряет драгоценные минуты и не впадет в ступор от неожиданных тем. Ведь все это пройдено, разжевано и неоднократно отработано на промежуточных тестированиях.
Главная опасность - выпускные классы
7 и 8 классы - выпускные, и самые сложные. К этому моменту и дети, и родители уже определились - те, кто не утратил амбиций, засядут за зубрежку, отложат игры и даже наймут частных репетиторов. Школа же предоставит дополнительные уроки - для отстающих. Таким образом, конкурс в лицеи будет честным и непредвзятым - каждый сможет набрать то количество баллов, которое заслужил. Естественно, этот этап совпадает с переходным возрастом, подростковыми бунтами - и вот тут-то и всплывает недостаток знаний у русских мам. Баллы падают, бытового турецкого для помощи не хватает, и приходит понимание, что никакого примитивчка-то и не было.
А где же минусы?
Минусы есть - как же без них. Во-первых, бич турецких государственных школ - отсутствие горячего питания, нормальных столовых и оборудованных спортзалов. Во-вторых, довольно низкий уровень иностранных языков. После наших спецшкол нас слегка шокирует как уровень грамматики, так и сомнительное произношение самих учителей.
В-третьих, гуманитарных наук, действительно, маловато, и заметен перекос в сторону идеологии. Чего стоит урок религии или житие пророка Мухаммеда! К религиоведению или культурологии этот предмет имеет мало отношения - впрочем, ровно так же меня раздражал бы и Закон Божий или основы русского скрепоносия. Факультативом по желанию - да пожалуйста, а вот обязательным предметом, спасибо, не стоит. Но голосования по этому вопросу не проводилось, поставили в обязательную школьную программу - и точка. Правда, можно написать заявление о противоречиях с принятой в семье культурой и добиться полного освобождения, однако атеизм или агностицизм являются слабым аргументом, вот принадлежность к другой религии - да, позволяет избежать молитв и Корана.
Что же делать с этими минусами - искать частные школы, переводить в российский онлайн, отдать в какую-нибудь русскую школу, открытую предприимчивыми соотечественниками?
Учитывая высочайший уровень знаний и фундаментальное образования турецких русских жен - участниц баталий, рискну намекнуть, что недостаток именно гуманитарных знаний легко компенсируется богатством домашней библиотеки, походами по музеям и картинным галерям, а главное - неторопливыми беседами о фалеховом гендекосиллабе во время традиционных семейных чаепитий. Аккурат после прослушивания Второго фортепианного концерта Рахманинова, и до чтения вслух сонетов Петрарки в оригинале. В остальном же остается принять эту систему (кстати, скопированную с американской), выбрать лицей и готовиться к выпускным экзаменам