Сайт, как живой организм. Для его функционирования нужно, чтобы все системы работали исправно. И если одна из них выходит из строя, то она непременно тянет за собой другую. Пусть даже и косвенно, но влияет на ее работу. Поэтому важно регулярно проверять сайт и поддерживать «жизнеобеспечение» в целом.
Как это связано с seo-аудитом сайта? Очень просто. Распространено мнение, что аудит – это поиск технических ошибок на сайте, а также рекомендации по их устранению. Утверждение верно лишь частично, вернее оно является одним из пяти пунктов, которые должен включать аудит.
SEO аудит сайта – это комплексная проверка всех характеристик сайта, которые влияют на его индексацию, посещаемость и его позиции в поисковиках.
SEO-аудит – это как обследование у врача. При регулярной головной боли можно сходить на прием, а можно сдать анализы, сделать компьютерную томографию и устранять проблему, а не принимать обезболивающие.
Также и при проведении комплексного seo-аудита, к «обследованию» следует подходить детально, то есть в процессе анализа необходимо определить:
1. Какое место занимает компания/продукт в нише и среди конкурентов настоящее время?
2. Есть ли потенциал роста? Определяется он по направлениям, в некоторых случаях по конкретным страницам. Если проект занимает лидирующие позиции, то может быть целесообразно развивать его по другим каналам.
3. Какие технические работы нужно сделать? Это как раз и есть рекомендации, которые должны учитывать развитие мобильных технологий, spa-приложений.
4. Что необходимо изменить в информационном наполнении, как трансформировать ссылочную массу, применение UX\UI и т.д.
5. Что сделать в первую очередь и последующие действие на полгода/год. Перечень составляется с учетом приоритетов. Для каждого пункта прописывается ориентировочная стоимость и потенциальная польза.
Выдать список работ по результатам анализа – это не вариант. Как показывает практика, владельцы сайтов внедряют наименее затратные (по деньгам и времени) пункты, остальные откладываются «на потом».
Приоритетные работы зачастую обходятся дорого, но и выхлоп от них существенный и имеет пролонгированное действие. Лучше, если внедрение всех рекомендаций проходит под контролем того же специалиста, который проводил seo-аудит.
Лучше, когда в процессе выполнения используются «контрольные точки»: внедрили рекомендацию, посмотрели отчет, проанализировали изменения. Все по тому же принципу: начали лечение, посмотрели на результаты, решили – пьем эти таблетки дальше или может стоит изменить назначение.
Что нужно сделать перед seo-аудитом - анализом сайта
Прежде всего Вы должны изучить нишу (отрасль) и бизнес, понять, каких целей хочется достичь и за счет чего. Это необходимо, чтобы скорректировать анализ в перспективных направлениях. Для этого:
- Определяются основные задачи. Что есть, а что нужно проработать.
- Изучается лог работ. Что было сделано и положительно повлияло на увеличение количества показов, а от чего лучше отказаться.
- Анализируется семантика. Изучается, как рос/падал поток посетителей на сайт.
- Разбираются технические показатели, история ранжирования веб-ресурса.
- Изучаются планы (краткосрочные и долгосрочные) бизнеса. Будет ли расширение на регионы, собираются делать редизайн бренда и т.д.
Как должна выглядеть оптимальная структура seo-аудита
Оптимизация состоит из трех основных пунктов – исходной оценки, разработки стратегии и сбора данных по результатам работ. Соответственно аудит представляет собой:
- анализ конкурентов, в том числе и с учетом регионов;
- технический анализ и рассмотрение коммерческих, поведенческих, дополнительных факторов, а также анализ ссылок, «работы вхождений», сниппетов и т.д.;
- определение точек роста для получения необходимой продуктивности сайта;
- подробный план, который включает стратегию развития, перечень работ и экономическое обоснование.
Что с семантикой?
Семантическое ядро сайта - СЯ (semantic kernel) — это упорядоченные слова, их морфологические сочетания и формы, которые точно характеризуют деятельность, товары или услуги, предлагаемые конкретным сайтом.
Нельзя остановиться на уже имеющемся СЯ. Если семантика была загружена из Яндекс.Метрики, то есть риск упустить запросы, по которым на данный момент веб-ресурс не ранжируется. Необходимо собрать ядро, учитывая, что оно должно быть полным. Это позволяет увидеть какие страницы точно надо создавать, как они помогут в сборе трафика, а также закрыть все возможные вопросы пользователей. После сбора выполняется кластеризация, запросы распределяются по посадочным страницам, категориям.
Среди наиболее распространенных ошибок при работе с запросами:
- Из ядра не убраны те фразы, которые не сочетаются с бизнесом (например, компания продает только окна в сборе, а оставлены такие ключи, как «купить ручки для пластиковых окон»).
- Злоупотребление низкочастотными запросами.
- Ключевые фразы подобраны только на 2-3 типа страниц (например, разделы и карточки), остальные не охвачены.
- Запросы собраны из Яндекс.Метрики.
- Страницы для запросов не охватывают весь трафик на сайте. В этом случае нет статистики о том, что происходит со страницами, где нет запросов.
Сегментация семантики
Семантическое ядро необходимо структурировать под структуру сайта, разбить на сегменты. Соответственно, в зависимости от особенностей проекта (товар/услуга/интернет-магазин), запросы разделяют для главной страницы, для категорий, для карточек товара. В некоторых случаях могут добавляться специфические типы страниц, вроде чужих брендовых запросов.
Как быть с внешними ресурсами?
При составлении семантики важно понять, насколько эффективно можно использовать для выведения сайта в ТОП. Например, по определенной группе запросов на первых строках выдачи находятся агрегаторы, тягаться с ними бессмысленно. Тогда целесообразно представлять компанию на сторонних сайтах (тех же агрегаторах). По этой работе создается отдельное направление при разработке стратегии.
Анализ ранжирования
Чем подробнее выполнен анализ, тем более понятно, что есть, а к чему еще надо прийти, поэтому следует учесть:
- Долю запросов, находящихся в ТОП 3, ТОП 5, ТОП 10 и т.д. Например, по определенным запросам у бизнеса три конкурента, понятно, что в ТОП 3, он войдет, но важно понимать, какая именно доля этого ТОПа его.
- Показатели насколько проработаны высокочастотные запросы. Из 10 запросов 9 могут находиться в ТОП 10, соответственно это составляет 90%, но тот один может оказаться сверхчастотным, и если он не выведен в ТОП 10, то эта метрика будет очень низкой.
- Показатели, которые расскажут о том, сколько посетителей из максимально возможных посещает сайт. Он равен 100% в случае, когда все запросы будут на первой строке.
Ранжирование оценивается по:
- поисковой системе – бывает, что Яндекс ранжирует лучше, чем Google и наоборот;
- устройствам – нужно сделать вывод, какую версию верстки доработать;
- регионам – для бизнеса с привязкой к определенной местности;
- типам страниц (категория, товарная, блоговая, главная и т.д.) – при анализе определяются слабые места. При оценке страниц с категориями продуктов и брендами, нужно выявить, какое направление плохо ранжируется, провести анализ с учетом задач бизнеса, выявить ошибку и устранить;
- дополнительным технологиям – на какой версии (мобильной или десктопной) лучше работает та или иная технология, например, Яндекс Турбо;
- ранее проводимым работам – что сработало, а во что средства лучше не вкладывать.
Кроме того, нужно сделать выборку конкурентов в поисковой выдаче, найти тех, которые чаще всего пересекаются с проектом по СЯ. Результат должен быть в цифрах – например, по направлению А можно вырасти в 3 раза. Также следует определять возможность роста среди прямых конкурентов. Если сайт находится в выдаче на 5 позиции, то вырасти можно в 4 раза.
В чем заключается технический аудит
Он проводится для выявления ошибок, их устранения и недопущения впоследствии. При проведении анализируются:
- Серверные логи – какие страницы посещали поисковики, сколько раз, каков был код ответа сервера;
- Разметка страниц – наличие полей, насколько правильно они заполнены.
- Индекс поисковых систем – необходимо выявить страницы, на которых не уникальный или неинтересный для целевой аудитории контент, при их большом проценте поисковик считает, что сайт бесполезный для посетителей.
- Как быстро загружаются страницы – насколько удобно пользователю.
- Выгрузка базы данных – анализ проводится в большей степени для e-com ресурсов.
- Факторы ранжирования. Помимо традиционных вопросов - насколько безопасен контент, если безопасный протокол HTTPS, нет ли всплывающих окон, не лишним будет протестировать – отрисовку основного контента, задержку первого ввода, наличие совокупного смещения макета.
При качественном проведении технического аудита и внедрении рекомендаций, следующий проводится только при существенных изменениях, проводимых на сайте, например, при создании нового дизайна.
Как проводится анализ контента?
Используется семь основных приема для оценки качества контента:
- Сравнение по определенным свойствам (лучше пройтись по каждому). К примеру, на одной из страниц добавлено видео, а на другой – нет. Сопоставить данные страницы, сделать выводы, протестировать разные форматы, принять оптимальный.
- Расстановка сегментов по степени наличия определенных свойств. Например, при аудите установлено, что ранжирование зависит от объема текста. Если страницы с текстом по 2500 символов имеют лучшую видимость, то целесообразно создавать такие же по объему тексты и на других страницах.
- Анализ типовых сегментов: групп, документов, выборки. Во время исследований оценивается, насколько влияют на видимость типовые тексты, более расширенный фотоконтент, ссылки и какова стоимость этих работ для клиента (возможно фото уже есть и их нужно просто выложить, а может нужно снимать с нуля – тогда затраты будут большими). Оценивается целесообразность проведения работ.
- Анализ нетиповых сегментов, например, разная верстка (табличная или блочная может ранжироваться неодинаково), отсутствие либо наличие адаптивной верстки.
- Исследование поведенческих факторов. Цель - найти страницы, на которых посетители находятся меньше минуты. Составить перечень работ, внести корректировки, отслеживать изменения.
- Анализ товаров/услуг по сравнению с конкурентами. Это позволить узнать, насколько у вас меньший/больший ассортимент. При необходимости каталог можно расширить за счет размещения нескольких карточек одного товара, но разного цвета.
- Анализ интента запросов. Что вкладывает пользователь, когда вводит фразу? И как это воспринимается поисковой системой? Необходимо посмотреть, по каким запросам приходят люди на сайт. Оценить, насколько то, что ищут, соответствует действительности. Например, «заказать изыскания» и «провести изыскания» может рассматриваться по-разному. «Заказать» - коммерческий запрос и подразумевает, что на сайте должны быть цены, кнопка «перезвонить»; а «провести» - воспринимается, как то, что человеку нужны этапы работ, поэтому выводятся на первые позиции сайты с соответствующей информацией.
Как должна выглядеть стратегия?
Стратегия – это с одной стороны, заключение (потому что составляется по результатам работ), с другой – план развития на будущее. Представлена она должна быть в наглядном виде. Пункты прописывают по степени важности – сначала первостепенные, которые необходимо выполнить в первую очередь. Рядом с каждым указывается срок выполнения работ. Лучше, если на каждый пункт есть расчет стоимости.
Далее необходимо обсудить стратегию развития с владельцем сайта, составить окончательный список работ, просчитать итоговую стоимость.
Что далее?
Важно вести учет: какие работы были выполнены и как они повлияли на количество показов сайта и качество трафика. При необходимости может выполняться корректировка стратегии. Ежемесячно составляет отчет, в котором указано, что сделано (что привело к положительной динамике, что не дало результата), что запланировано на следующий месяц.
В отчете должны отражаться задачи, которые были поставлены при разработке стратегии. Хорошо, если в документ включены бизнес-параметры:
- Насколько изменилась видимость наиболее выгодных (с точки зрения дохода) категорий;
- Сравнение количества посещений с гаджетов и персональных компьютеров.
- Брендовый трафик по сравнению с конкурентами.
- Ранжирование и спрос по разным регионам.
- Динамику показа в поиске конкурентов – оценить, что ими внедряется/предпринимается, возможно, запланировать такие же работы.
SEO-аудит сайта – это только начало, после него следует постоянная работа над сайтом, и то насколько качественно сделан анализ зависит, правильно ли будет выстроена стратегия развития.