Найти тему

Николай Гаврилович Славянов.

Николай Славянов родился 23 апреля 1854 г. в селе Никольское Задонского уезда Воронежской губернии. Умер 5 октября 1897 г.

Отец — Гавриил Николаевич Славянов. В составе Волынского полка участвовал в Крымской кампании, в знаменитой обороне Малахова кургана. В 1856 г. по состоянию здоровья вышел в отставку.

Мать — Софья Алексеевна (Шаховская), дочь курского помещика.

Образование Николая Славянова.

С восьми лет обучался в Воронежском Михайловском кадетском корпусе, но на предпоследнем курсе уволился из него и поступил в выпускной класс Воронежской гимназии, которую и окончил с золотой медалью.

В 1872 г. поступил в старейшее горнотехническое высшее учебно заведение России – Петербургский горный институт. 1877 г. он блестяще его окончил и получил звание горного инженера 1-го разряда.

Работа Николая Славянова.

Сразу после окончания института Николай Славянов был направлен на Воткинский казенный горный завод, где прошёл путь от практиканта до смотрителя механического и токарного цехов, а затем стал главным механиком завода.

В 1881-1883 гг. работал на частных Омутнинских заводах братьев Пастуховых. Затем переехал в Пермь. С декабря 1883 г. и до конца жизни работал на Пермских пушечных заводах, где и сделал большую часть своих изобретений. Сначала он занимал должность инженера орудийных и механических фабрик по изготовлению артиллерийских орудий и снарядов, с 1888 г. стал помощником горного начальника и, наконец, с 1891 г. — горным начальником (директором) этих заводов.

Николай Славянов никогда не ограничивался выполнением только своих прямых обязанностей. Например, в 1884 г. Пермские заводы испытывали большие трудности в освоении проката тонколистового железа, главным образом из-за непригодности заводских печей. Славянов, не имеющий отношения к прокатному делу, сконструировал специальную печь. Мастеровые уважали и любили Николая Гавриловича. Не щадя ни сил, ни слабого от рождения здоровья, он зачастую не только руководил работами, но и сам трудился в цехах. Умел он работать на всех имеющихся на заводе станках. Был прост и человечен в обращении с подчиненными, не раз защищал рабочих от грубости и самоуправства заводских начальников разного ранга.

Николай Гаврилович Славянов остро ощущал необходимость в подготовке техников. Поэтому он при поддержке директора Алексеевского реального училища М. М. Дмитриевского настойчиво добивался открытия горнозаводского училища в Перми. В 1896 г. в Пермское реальное училище из Красноуфимска было переведено горнозаводское отделение. Николай Славянов активно помогал организовывать это отделение и поддерживал связь с его преподавателями и учащимися.

Изобретения Николая Славянова.

В 1887 г. на "Пермском пушечном заводе" Славянов спроектировал две динамо-машины, одна из которых послужила базой для создания электростанции. Используя мощности электростанции, Николай Гаврилович реализовал проект электро-дугового освещения на Пермских пушечных заводах.

Фото с https://pixabay.com/ru. Автор - Pexels.
Фото с https://pixabay.com/ru. Автор - Pexels.

В ноябре 1888 г. Николай Славянов впервые в мире применил на практике дуговую сварку металлическим (плавящимся — в связи с чем он называл свой способ не сварка, а "электрическая отливка металлов") электродом под слоем флюса — до него применялись только угольные электроды, хотя в привилегии изобретателя дуговой сварки Бенардоса было указано: "уголь или другое проводящее вещество". В присутствии государственной комиссии он сварил коленчатый вал паровой машины в одном из цехов Пермских пушечных заводов. Для демонстрации возможностей сварочного аппарата, Николай Гаврилович, придав форму стакана (цилиндра), сварил восемь различных (цветных и черных) металлов и сплавов: колокольную бронзу, томпак, никель, сталь, чугун, медь, нейзильбер, бронзу. За это произведение инженерной мысли на всемирной электротехнической выставке в 1893 г. в Чикаго он получил бронзовую медаль с формулировкой "За произведённую техническую революцию", а также почетную грамоту.

В 1889 г. при постройке буксирного парохода "Редедя князь Косогский" Славянов впервые в истории судостроения применил вместо традиционной клепки сварку отдельных деталей и даже листов. Этот буксир, переименованный потом в "Степана Разина", работал во флоте до середины 1950-х гг.

В металлургии Николай Гаврилович предложил "ванный способ": чтобы устранить утечку расплавленного основного и электродного металла, обрабатываемая деталь заключалась в формовку из кокса или кварца. Для защиты от вредного влияния атмосферы он предложил закрывать место сварки шлаком, толщина которого не препятствовала бы прохождению электрического тока. Славяновым был предложен полуавтоматический регулятор длины сварочной дуги, названный им "электрическим плавильником", который позволил использовать вместо аккумуляторной батареи динамо-машину.

Еще одна демонстрация возможностей славяновской сварки, увы, не состоялась. Николай Гаврилович мог починить знаменитый Царь-колокол. Тем более что опыт у него уже был. На железнодорожных станциях Мотовилиха и Левшино находились два одинаковых сигнальных колокола. Но однажды у левшинского колокола отбили кусок. Николай Славянов по просьбе начальника станции отремонтировать колокол – заварил выбитый край. И когда сравнили звук у починенного колокола со звуком мотовилихинского – разницы не оказалось.

Впоследствии изобретатель издал книгу "О возможности исправления Московского царь-колокола", где был описан проект ремонта. Но после долгой дискуссии в прессе правительство не разрешило ремонтировать Царь-колокол.

Источник 1. Источник 2. Источник 3.

Константин Эдуардович Циолковский.