И снова здравствуйте! Ещё с самого раннего детства я помню замечательный рассказ Виктора Драгунского "Девочка на шаре". И примерно в этом же возрасте я впервые в жизни увидела великолепное полотно Пабло Пикассо. Тогда его "Девочка на шаре" не произвела на меня должного впечатления, но всё же в сознании моём осталась. Мне было непонятно, почему эта худая девчонка залезла на этот шар? Кто тот человек, который сидит напротив неё? Об авторе картины в то время я ещё ничего не знала.
Пабло Руис-и-Пикассо - испанский и французский художник. Он также был дизайнером, скульптором, театральным художником и графиком. Маэстро известен как один из родоначальников такого направления в изобразительном искусстве, как кубизм. Кубизм (фр. Cubisme) - одно из самых узнаваемых модернистских течений, возникшее во Франции в начале XX века, завоевавшее в своё время большую популярность. Кубизм - это совершенно иная реальность, деформация художественного предмета. На замену привычным пейзажам, портретам и натюрмортам приходят новые образы. Изображённые на картинах объекты представляли собой нечто похожее на мозаику, складываясь из различных геометрических плоскостей и форм.
Картина "Девочка на шаре" была написана в 1905 году и относится к "розовому" периоду творчества художника. Что это означает? К этому времени Пикассо уже окончательно обосновался в Париже. Далее следует увлечение театром и цирком. На смену главенства синих и серых оттенков, тоске, одиночеству и бедности так называемого "голубого периода" ("Любительница абсента", 1901) приходят более живые образы, лёгкость, воздушность, розовые, пудровые, светло-серые, красные цвета. Начинается "розовый период". "Девочка на шаре" создана в момент перехода одного периода к другому.
Кто изображён на этом полотне? Здесь мы видим бродячих артистов, циркачей, считающихся в то время чуть ли не изгоями общества. Главная героиня картины - юная девочка - гимнастка, тоненькая, лёгкая и воздушная. Она репетирует свой номер в перерыве между выступлениями. А была ли девочка? В одном из источников я читала, что изображенная акробатка - это вовсе не реальный образ. Художник вдохновился скульптурой Йоханнеса Гётца "Мальчик, балансирующий на шаре". Весёлости, юности, ловкости и грации девочки противопоставляются сила, мощь и угрюмая задумчивость атлета, сидящего напротив балансирующей гимнастки. На заднем фоне картины мы наблюдаем довольно скучный пейзаж. Выжженная земля, голая равнина, на которой пасется одинокая белая лошадь и бегает собака. Ещё мы видим женский силуэт с ребёнком. Мне всегда было интересно, кто они. Тоже артисты цирковой труппы или же просто случайные прохожие? Унылый задний план являет собой противоположность весёлому представлению бродячих актёров.
Следует уделить внимание ещё двух деталям: шару и кубу. И это не простой актёрский реквизит. Это тоже два контрастных элемента. Шар символизирует движение, неустойчивость. Есть у меня такое ощущение, что девочка вот-вот потеряет равновесие и спрыгнет. Куб являет собой постоянство времени, неизменность. Можно сказать, атлет так неподвижен, что почти стал частью своего куба.
Что ещё хотелось бы добавить? Пабло Пикассо остаётся одним из самых "дорогих" художников современности. А его картина "Девочка на шаре" в 1913 году в Париже была приобретена московским предпринимателем, меценатом, И. А. Морозовым.
Благодарю за внимание!