Развитие инфраструктуры является одним из ключевых факторов поддержания долгосрочного устойчивого и сбалансированного экономического роста любой сферы деятельности. Говоря о транспортно-логистической инфраструктуре как о факторе социально-экономического роста и развития, можно проследить её взаимодействие с различными сферами, деятельность которых она обеспечивает.
Условием успешной организации внешнеэкономической деятельности является интеграция в едином комплексе таможенных органов, предприятий – участников ВЭД и объектов околотаможенной инфраструктуры, образующих таможенно-логистические системы. При этом, околотаможенная инфраструктура представляет собой совокупность коммерческих и государственных структур, видов деятельности, информационных систем, материально-технической базы, обеспечивающих выполнение посреднических таможенных и околотаможенных услуг, способствующих повышению эффективности экспортно-импортных операций по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таким образом, можно отметь непосредственную связь транспортно-логистической и таможенной инфраструктуры, представленных в виде отдельных в одинаковой степени развитых секторов, которые для достижения наибольшей эффективности и устойчивого развития имеют прямо пропорциональную зависимость, что продемонстрировано на рисунке 1.
Исходя из рисунка 1 можно сделать вывод о том, что влияние одного сектора на другой (транспортной сферы и логистики) обуславливается также и вкладом третьего (таможенных органов),результатом чего является развитие всего инфраструктурного блока.
На сегодняшний день важно понимать, что инфраструктурное развитие, являясь основным драйверам роста экономики, должно в достаточной степени отвечать современным стандартам, а также включать в себя передовые технологии, облегчающие и повышающие эффективность не только таможенных органов, но и объектов транспортно-логистической инфраструктуры. То есть, говоря о создании современной транспортно-логистической инфраструктуре, прежде всего, имеются в виду непрерывно работающий аппарат с использованием технологий и инноваций, где каждые в наибольшей степени развитые составляющие (объекты транспортно-логистической инфраструктуры) будут взаимно дополнять друг друга, тем самым, обеспечивая развитие всей системы в целом и добиваясь синергетического эффекта. Следовательно, современная транспортно-логистическая инфраструктура влияет на: развитие человеческого потенциала за счет обеспечения высокого качества услуг;достижение экономического роста за счет высокого качества объектов инфраструктуры; повышение экологической безопасности при реализации принципов «зеленой логистики» и «зеленой таможни»; развитие предпринимательства в рамках внешнеэкономической деятельности и инициативы за счет применения новых форм соглашений и сотрудничества;внедрение инновационных решений и новых технологий при создании, управлении и обслуживании объектов инфраструктуры.
Примером действия первого инфраструктурного документа в Республике Беларусь на базе ГЧП является Национального инфраструктурного плана на 2016-2030 годы [1], содержащий объекты как транспортно-логистической, так и таможенной инфраструктуры. Также на сегодняшний день, таможенные органы ведут активное взаимодействие с участниками ВЭД, пример этому может служить внедрение таких экспериментов как: удаленный выпуск экспорта в течении 2 минут; автоматический выпуск; выпуск товаров, перемещаемых под таможенной процедурой транзита менее 10 минут и иные эксперименты [2].
В условиях экспортно-ориентированной экономики и транзитной открытости, свободы предпринимательства таможенная служба Республики Беларусь обеспечивает обслуживание внешнеторгового товаропотока, в частности, за счет оптимизации движения товарных потоков, развития таможенной логистики, в том числе транспортно-логистической.
Таким образом, ключевой особенностью логистической организация внешнеэкономической деятельности является необходимость соблюдения основных таможенных правил и процедур. В связи с этим таможенное обслуживание становится неотъемлемым элементом формирования логистических каналов и цепей во внешнеэкономической деятельности и влияет на развитие инфраструктурных объектов сферы транспорта и логистики.