Так сложилось, что с раннего детства я любил комиксы. Конечно, первоначально, как и все в начале 1990-х, я читал чисто «мультяшек»: Черепашек-ниндзя, героев Дисней и все в том же духе. Не буду скрывать, до сих пор в мире комиксов отдаю предпочтение крупным франшизам.
Но я всегда ценил и уважал тех комиксистов, которые выходили за пределы традиционного жанра, создавали что то своеобразное. И особенным здесь были андеграундные комиксы. Я люблю те истории, которые не являются легковесными, над которыми надо задуматься, а мораль порой приходится выкапывать из под нескольких смысловых слоев. На мой взгляд, в эпоху постомодерна именно комикс является одновременно литературой, кинематографом и новостной лентой. И мне очень радостно за то, что последние несколько лет индустрия авторских комиксов в России развивается в бойком темпе и Тюмень занимает в этом процессе одно из лидирующих мест.
А вот когда стал чуть старше, то как раз в андеграунд я окунулся с головой. Только это был уже музыкальный андергаунд. Было бы даже удивительно быть подростков в Тюмени второй половины 1990-х и не слушать «Инструкцию по выживанию», «кооперативништяк», «Чернозем» и все из того, что сейчас называют сибирским панком. Естественно, проще всего в то время было достать кассету с «Гражданской обороной», которая уже тогда была общенародной группой. И как не крути по сей день когда произносишь фразу сибирский панк – то в первую очередь в памяти встает Егор Летов и множество его творческих проектов.
К чему я вдруг об этом в одном посте? А то, что когда тюменские комикс-авторы из «Космической коровы», выпустили комикс про «Гражданскую оборону», я не мог пройти мимо этого издания. Тем более, что я лично знаю многих из тех кто рисовал эти комиксы и тех о ком они нарисованы. Не знаю, получится ли у меня быть в этом случае, объективным, но я все-таки попробую.
Итак, перед нами комикс-сборник «Моя оборона»…
Начну с того, что мне понравилось в издании больше всего! Это бесспорно «экранизация» на песню с не очень приличным названием. ;-) Да, в сборнике есть графическая новелла о том, о чем поется в этой песне. И, на мой взгляд, история, представленная в комиксе намного точнее отражает то, о чем поется в песне, чем это сделал бы любой видеоклип: «пламенная страна», «в затоваренном вагоне сотрясение мозгов», все это показано настолько красиво, что прямо чувствуешь настроение этой песни. В то же время художественное оформление самого текста– в полной мере дает ощутить дух настоящей постсоветской панкухи.
Но что-то я немного припустил вперед. Для того, что бы дойти до этой «экранизации» нужно прочитать еще три истории. Первая из них – это как раз рассказ о том, как зародилась идея данного сборника, нарисованный главным идеологом "Космической коровы" Гошей Елаевым. Действительно нарисовать комикс о том, как ты не смог нарисовать комикс – это гениально! При этом всего на двух страницах суметь создать историю из двух частей – для этого еще и талант нужен! И пусть в самом комиксе автор так и оставил все поставленные вопросы без ответа, но стоит дочитать этот сборник до конца и становится ясно, что ответы на них и не требовались вовсе. Безжалостное время уже расставило все по местам, ну или, в крайнем случае, расставит все в обозримой перспективе.
Я долго не мог понять, что мне напоминает непритязательная история про то, как Егор Летов ждал на балконе возвращения медведя. Пока вдруг до меня не дошло! Дело не в самой истории, дело в том как она нарисована. Именно такая рисовка была во многих российских мультфильмах в самом начале 1990-х. Да и сам сюжет явно из того же времени. Вот оно совмещение эпох. Сделано прекрасно и потому и создает соответствующее настроение.
С добрым юмором нарисована история про то, как на фестивале в Новосибирске была исполнена «Хей, брат любер». Еще свежи в памяти прощальный концерт группы "Коммунизм" в Ленинграде (2018) и концерт в честь 35-летия ГО в Свердловске (2019). Потому могу сказать, что за более чем 30 лет практически ничего не изменилось. Эта песня дарит современным малолетним панкам (честно говоря, язык не поворачивается их так назвать, но как то не хочется придумывать эпитеты и наклеивать ярлыки) такое же настроение, что тем новосибирским слушателям, что показаны в комиксе. А ведь между ними, повторюсь, разница в 30 с лишним лет!!! Это уже дети первых слушателей могут там прыгать. Но все точно также! И потому радостно! Хотя все ж я думаю, что на новосибирском фестивале народу было в разы побольше, чем показано в комиксе. Но пусть это будет художественное допущение автора!
Если уж говорить про «Коммунизм», то история с аналогичным названием в сборнике, пожалуй, не похожа ни на что, что есть в нем. Хотя, наверное, я не прав – каждая история сборника «Моя оборона» - отличается от всех других. Все авторы действительно постарались и каждый создал самострельное непохожее произведение как по стилистике, так и по манере рисования. И это как раз и роднит этот сборник с музыкальным источником вдохновения: послушай любой альбом ГО или «Коммунизма» и на тебя обрушится целая мозаика музыкальных стилей и жанров, разнообразной по форме поэзии – но при этом перед тобой всегда концептуально целостный альбом, для понимания которого нужно прослушать его целиком.
Но я отвлекся. Я про комикс «Коммунизм». Это настоящая качественная психоделия (как и многие песни «Коммунизма»), каждый рисунок самостоятелен и вроде как не связан с предыдущим, но в целом оставляет ощущение целостного полотна. Глядишь в каждую картинку, и сами по себе в голове всплывают строчки из разных песен Летова. А глядя на последнее изображение, где то в глубине сознания непроизвольно звучит: «… и лишь отравленные тени после нас, после нас…»
И незаметно мы добрались до последней истории сборника. И тут я невольно хочу вернуться к тому с чего начал – к личным воспоминаниям. Я прекрасно помню, что такое в самом конце 1990-х было быть тем, кого в то время называли неформалом. Особенно если ты живешь в спальном районе. Это была каждодневная война за выживание. Этой войне есть отражение в творчестве ГО. Но в «Моей обороне» показана трогательная история того, как молодой неформал сумел найти контакт с гопниками при помощи песни Летова. Она получилась светлой, хотя многие знают, что в жизни все не было так легко и просто. Но суть истории не в этом – а показать, что есть какие то ценности, которые объединяют каждого из нас. И чем больше будет таких ценностей, тем скорее станут реальностью слова известной ГРОБовской песни: «отныне долгая счастливая жизнь каждому из нас».
Ну и чтобы не заканчивать на столь пафосной ноте сделаю краткий вывод: комикс «Моя оборона» меня, безусловно, зацепил и я безмерно рад, что появилось такое издание, сумевшее гармонично совместить в себе два андеграунда: рисованный и музыкальный. И что оно появилось именно в Тюмени. Видимо есть что то особенное в местном воздухе, что дарит нам такие произведения…