Художник одной картины Василий Пукирев получил за нее звание профессора после окончания Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Картина безусловно хороша и живописным мастерством и композицией ( беспроигрышный конфликтный треугольник на переднем плане). Так почему именно она была так отмечена вниманием публики и специалистов?
Сюжет! Бытовая сцена бракосочетания пожилого состоятельного гражданина с юной девой была очень острой социальной темой. Это безобразное экономическое явление настолько распространилось в обществе, что привлекло внимание Священного Синода. В 1861 году был издан Указ, осуждающий неравные браки с большой разницей в возрасте и положении. Любимый фильм " Женитьба Бальзаминова" тоже об этом . Только ситуация перевернута и это как-бы комедия.
Картина выстроена вокруг композиционного треугольника на переднем плане, выхваченного игрой светотени, и ряда фигур на втором плане - они эмоционально окрашивают настроение картины, представляя собой реакцию общества на происходящее.
Художник мастерски передал настроение главных героев : надменность и увядание пожилого старика - жениха, отчаянье и смирение невесты, замешательство и смущение священника. У него даже черты лица скрыты тенью - так он стыдится происходящего.
В роли шафера автор изобразил первоначально своего друга, на реальной истории которого основан сюжет картины. Но позже, испугавшись огласки, приписал герою бороду и персонаж стал похож на автопортрет художника. Поза и выражение лица заставляют думать, что это несостоявшийся жених юной невесты. Остальные герои второстепенного плана выражают : удовлетворение от происходящего, праздное любопытство, равнодушие к трагедии молоденькой девушки. Но один из персонажей смотрит прямо на зрителя с немым вопросом, призывая высказать свое отношение к происходящему.
Меня заинтересовал еще один персонаж, к роли которого есть вопросы. Это пожилая женщина, лицо ее видно наполовину. Не то родственница, не то сваха. Но то выражение лица, с которым она смотрит на жениха и странный головной убор с флердоранжем, очень похожий на убор невесты намек для меня, что именно она подходящая невеста. Может я и ошибаюсь...
Тема неравных браков была очень популярна в то время, что говорит о реальной социальной проблеме в обществе.
Не только отечественная была проблема. Везде превращали молодость в товар, в попытке поправить материальное положение семьи.
К сожалению, такой оглушительный успех и внимание публики не принесло результата в карьере художника. Он продолжал работать, но его работы больше таким спросом не пользовались. Неудача в личной жизни, одиночество и классическое пьянство творческого человека погубили жизнь мастера в 58 лет.
Спасибо, мои читатели ! Всем добра !
У меня в планах еще много интересных статей про искусство - подписывайтесь на канал!