Найти тему
Канал карикатур

Кем выросла Эдиточка? Рисунки из "Возни" и "Крокодила" про советских Митрофанушек

Художник Р. Мурафян, "Собирают Эдиточку в школу" журнал "Возни", Ереван 1950е
Художник Р. Мурафян, "Собирают Эдиточку в школу" журнал "Возни", Ереван 1950е

Привет, друзья! Недавно обещала вам вновь показать Эдиточку. Показываю, вот она, маленькая героиня журнала "Возни". Это избалованная девочка, совершенно несамостоятельная, над которой трясется вся семья: мама, папа и бабушка. Мне очень нравится этот рисунок и я часто включаю его в подборки, а недавно обратила внимание что и комментаторы запомнили Эдиточку. Но это были подборки про детей, ровесников Эдиточки. Но сегодня мы наглядно увидим, какой могла вырасти Эдиточка и другие ее избалованные ровесники.

Я вчера писала, что цель моих подборок - изучение времени. Интересует меня и педагогика. Вот смотрите: благодаря советской педагогике дети получили особый статус. Во-первых, они перестали умирать в таком количестве, как раньше. Во-вторых, в СССР проводилась серьезная профилактика телесных наказаний в семье. В-третьих, был Макаренко с его системой гуманного воспитания.

Советских родителей убеждали развивать детей, давать им все самое лучше. Но появились Эдиточки - дети, с которыми родители перестарались. Тут надо отметить, что родители Эдиточек - сами уже советские дети, первое поколение получившее вот такое в хорошем смысле советское воспитание. Но детство у них было как правило непростым, оно пришлось на тридцатые и сороковые годы. И советские родители старались изо всех сил сделать жизнь своих детей максимально счастливой. Очень часто вместо здоровой заботы получалась гиперопека, которая превращала детей в инфантилов.

Художник Николай Брежнев, журнал "Возни", Ереван 1960е
Художник Николай Брежнев, журнал "Возни", Ереван 1960е

"Съешь, деточка, еще кусочек, чтобы поскорее вырасти!"

Да выросла уже ваша Эдиточка! А папа кстати где? Бегством спасся? Или просто на работе?

Художник Л. Самойлов, журнал "Крокодил" №08 1965
Художник Л. Самойлов, журнал "Крокодил" №08 1965

А это мальчик, но точно такой же. Лежит на диване и ногой вызывает маму, папу, бабушку или дедушку.


-На кого бы нажать?

Художник Николай Брежнев журнал "Возни",Ереван 1950
Художник Николай Брежнев журнал "Возни",Ереван 1950

А вот тут мамаша еще и на работу устраивает. Детина уже а девушек заглядывается, а она его за ручку водит.


-Такие работы моему ребенку не годятся. Дайте ему что-нибудь легкое для стажа.

Художник Е. Щеглов журнал "Крокодил" № 14 1960
Художник Е. Щеглов журнал "Крокодил" № 14 1960

А тут наши бездельники поступили в институт и живут теперь в общежитии. Любого взрослого они воспринимают как своего родителя:

-Тетя Дуся, передвиньте моего коня вон на ту клетку!


Это, надо полагать, вахтерша из общаги. В комнате, понятное дело, полный бардак.

Художник Айк Тер-Газарянц, журнал "Возни", Ереван
Художник Айк Тер-Газарянц, журнал "Возни", Ереван

И вот еще один Эдиточек - усатая мишень гиперопеки. Смотрите, все прямо при нем: от модного приемника до коньяка.

И что хочу сказать - сегодня Эдиточкам около шестидесяти лет. Как сложилась их судьба, мы знаем. Многих из них в девяностые были вынуждены радикально пересмотреть свои жизненные ценности и стать самостоятельными, получить новую специальность. Кто-то пережил их очень тяжело. Кто-то занялся бизнесом. Кто-то впал в депрессию. Сейчас многие из них рядом с нами - и я думаю, что поколение это счастливое, особенно те из них, кто сумел преодолеть последствия гиперопеки и встать на ноги. Вот так вот.